ЭМОЦИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ — концепция, согласно которой эмоции
определяются какой-либо актуальной потребностью и возможностью ее
удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели. Оценку этой вероятности
человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального
опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах,
предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией,
поступившей в данный момент. Прогнозирование вероятности достижения цели может
осуществляться как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Возрастание
вероятности в результате поступления новой информации порождает положительные
эмоции, падение вероятности ведет к отрицательным эмоциям. Стремление
максимизировать (т.е. усилить, продлить, повторить) первые из них и
минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) вторые определяет
регуляторные функции эмоций, их роль в организации целенаправленного поведения.
Э. и. т. была разработана в 1964
г. П.В. Симоновым на основе психофизиологических
экспериментов. В 1984 г.
Д. Прайс и Дж. Баррелл в результате количественной обработки данных
психологических опытов подтвердили существование зависимости, которую они
назвали “общим законом человеческих эмоций”. Э. и. т. позволяет использовать
объективно регистрируемые проявления эмоций (мимика, голос, изменения
физиологических функций и электрической активности мозга) в качестве индикатора
потребностей человека и степени их удовлетворения, уточнить классификацию этих
потребностей, процесс их формирования и взаимодействия. Анализ многообразных
эмоций человека с позиций Э. и. т. привел к выводу о существовании трех
основных групп потребностей – витальных, социальных, идеальных (познания и
творчества) и двух вспомогательных, к числу которых относятся потребность в
компетентности (вооруженности знаниями и умениями) и потребность в преодолении
препятствий на пути к цели, именуемая обычно волей. Среди социальных
различаются потребности “для себя”, осознаваемые субъектом как права, и
потребности “для других”, осознаваемые в качестве обязанностей. В ходе
экспериментальной разработки Э. и. т. выявлены структуры головного мозга,
преимущественно связанные с мотивационными и информационными факторами генеза
эмоциональных состояний, проанализированы закономерности и механизмы
возникновения эмоционального стресса, его роль в формировании невротических и
психосоматических заболеваний. Э. и. т. позволила предложить методы объективной
диагностики степени эмоционального напряжения у человека, выполняющего
ответственную операторскую деятельность (летчик, диспетчер аэропорта, космонавт
и т.п.), и меры профилактики этого напряжения.
П.В. Симонов