АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ — термин позднего С.Л.
Рубинштейна, характеризующий исследованный им и его учениками исходный всеобщий
"механизм" (или основную форму) мышления. А. ч. с.
означает, что в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые
связи и потому выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых
понятиях; из объекта т.о. как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы
поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства.
Например, один и тот же отрезок прямой, включаемый в различные геометрические
фигуры, выступает в соответственно разных качествах: как биссектриса, медиана,
диагональ параллелограмма и т.д. А. ч. с. обеспечивает непрерывность мышления и
вообще психического как процесса, поскольку по ходу последнего познающий
субъект непрерывно взаимодействует именно с объектом, а не с самими по себе
знаками, словами, понятиями, значениями, смыслами и т.д. (все они в разной
степени выражают содержание этого объекта). Тем самым А. ч. с. обеспечивает не
только преемственность мышления как процесса ("тот же" объект включается во все новые связи), но и психические
новообразования (он же выступает в новых качествах). Один и тот же познаваемый
объект -
неразрывное единство уже известных (для данного субъекта) и еще неизвестных,
новых свойств и их отношений, т.е. старое и новое принадлежат соответственно не
двум разным объектам, а одному объекту. А. ч. с. и все мышление в целом как
процесс формируются человеком преимущественно неосознанно, бессознательно
внутри и по ходу мышления как деятельности, осуществляемой субъектом
преимущественно осознанно (под контролем всегда осознаваемых целей и т.д.). А.
ч. с. -
это механизм мышления как процесса не только индивидуального, но и группового
субъекта. Когда в ходе группового решения задачи объект, включаясь в разные
системы связей, выступает в соответственно новых качествах, то эти системы
объективных существенных отношений вначале вычленяются соответственно разными
индивидами. Тогда между последними может возникнуть
дискуссия. Следовательно, различные системы отношений и выступающие в них
качества объекта как бы персонифицируются разными индивидами и потому
соотносятся (синтезируются) друг с другом в субъектах и через
субъектов. В состав этих отношений входит и изменяющееся в процессе мышления
отношение человека к познаваемому объекту, потому что, открывая новые качества
объекта, субъект вместе с тем все более адекватно определяет их значение для
своей деятельности и общения. По ходу мышления как процесса формируется
мотивация для его дальнейшего протекания. При таком подходе к проблеме значение
и смысл выступают прежде всего как в разной степени раскрываемые и переживаемые
субъектом различные качества одного и того же объекта. Тем самым А. ч. с. - это мыслительный, а не
собственно речевой механизм человеческого мышления, всегда неразрывно
связанного с языком и речью. Такова альтернативная позиция по отношению к той,
согласно которой не только общение, но и мышление есть функция речи, а потому
последняя и является механизмом мыслительной деятельности. Нет оснований так
сильно абсолютизировать речь, хотя она, неотторжимая от мышления, бесспорно,
есть важнейшее средство общения. Мышление и его механизм «А.
ч. с.» - это функция не речи, а субъекта, осуществляющего
деятельность (в т.ч. познавательную), общение, поведение, созерцание и т.д.
А.В. Брушлинский