MIME-Version: 1.0 Content-Location: file:///C:/68E73A55/103---15.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii" ОРИЕНТИРОh= 2;ОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСi= 8;Ь [фр

ОР= ;ИЕНТИРОВОЧ = 53;АЯ ДЕЯТЕЛЬНОСi= 8;Ь [фр. orientation — ориентация] = 212; совокупносm= 0;ь действий су = 73;ъекта, направленнm= 9;х на активную ориентировl= 2;у в ситуации, ее обследов = 72;ние, планированl= 0;е, контроль и регуляцию поведения. Термин "О. д." восходит к И.П. Павлову, который в качестве особой форм = 99; активности организма выделил ориентировl= 6;чный рефлекс из ряда других рефлексов, указав на ег= 086; специфичесl= 2;ую функцию (установлен = 80;е связи между сигналом, реакцией и подкрепленl= 0;ем) и происхождеl= 5;ие из рефлекса "биологичес= ;кой осторожносm= 0;и". Различают собственно ориентировl= 6;чный рефлекс (настройка анализаторl= 6;в на лучшее восприятие раздражитеl= 3;я, торможение предшествуn= 2;щей активности) = 080; ориентировl= 6;чную (ориентиров = 86;чно-исследо&= #1074;ательскую) деятельносm= 0;ь. О. д. играет определяющm= 1;ю роль как в процессе онтогенетиm= 5;еского развития психики (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин), так и в функционалn= 0;ном генезисе, становлениl= 0; конкретных форм и видов человеческl= 6;й компетентнl= 6;сти – сенсомоторl= 5;ой, перцептивнl= 6;й, интеллектуk= 2;льной, моральной, социальной = 80; т.д. (П.Я. Гальперин). Именно эта роль и позво= 083;ила Гальперину указать на О. д. как на осно&= #1074;ную функцию психики. Как только в жиз= 085;и живых существ начинают доминироваm= 0;ь ситуации изменчивые (индивидуал = 00;ные, неповторимm= 9;е) и неотложны = 77;, деятельносm= 0;ь в которых не может осуществляm= 0;ься посредствоl= 4; стереотипнm= 9;х наследствеl= 5;но передаваемm= 9;х форм поведения, главной жизненной задачей становится адекватная ориентировl= 2;а, сначала – в значимых элементах поля и в их существеннm= 9;х взаимосвязn= 3;х, а затем – в процессе исполнения действия. Сама психическаn= 3; деятельносm= 0;ь по своей основной жизненной функции ест = 00; О. д. Отсюда и основная задача психологии R= 11; изучать строение, законы и условия О. д., особенностl= 0; ее формированl= 0;я и развития н= 072; разных этапах филоR= 11;, социо– l= 0; онтогенеза. При характерисm= 0;ике специфики О. д. животных (по сравнени= 102; с человеком), ее принципиалn= 0;ных возможностk= 7;й и ограничен = 85;ости, существеннl= 6; разделение категорий "биологичес= ;кое" и "органичеl= 9;кое". В этом смысл= 077; важнейшая характерисm= 0;ика человека ка = 82; биологичесl= 2;ого вида – отсутствие биологичесl= 2;ой же (т.е. генети= чески фиксированl= 5;ой) предопре= ;деленности как в способах, та= 082; и в формах удовлетворk= 7;ния его потребностk= 7;й, что освобождаеm= 0; человека от "заданности= ;" поведения и ставит пере = 76; ним качественнl= 6; новую (по сравнению с животным) задачу: определить "вектор" поведения, осмыслить его цели, полностью построить его и отследить соответствl= 0;е требуемому ("потребномm= 1;"), т.е. решить базовые задачи О. д. (Гальперин). Иными словами, чем в большей степени происходит эволюционнl= 6;е (биологичес = 82;ое) ослабление инстинктивl= 5;ого отношения к миру, тем большие требования предъявляюm= 0;ся к содержани = 02; к характеру О. д. Наконец, в силу специф = 80;ки антропогенk= 7;тического процесса наступает такой, условно говоря, моме= 085;т (реально длившийся, очевидно, десятки тыс = 03;ч лет), когда условия жизни в сообществе сталкивают человека с противопосm= 0;авлением непосредстk= 4;енно-индиви&#= 1076;уального характера потребностk= 7;й и опосредствl= 6;ванно-общес&#= 1090;венной формы их удовлетворk= 7;ния. Человек уже не может не учитывать общественнm= 9;х значений и оценок не только в отношении конкретных путей удовлетворk= 7;ния своих потребностk= 7;й, но и в отношении самого факт = 72;, времени, места, формы и обстоятельl= 9;тв их удовлетворk= 7;ния. Блок "органическ= ;ая потребностn= 0; – специфиче = 89;кая чувствителn= 0;ность" замещается сложнейшим историческl= 0; и культурно опосредствl= 6;ванным процессом "опредмечив= ;ания потребностk= 7;й" (по A.Н. Леонтьеву). Именно в это= 084; состоит отличие между О. д. животных и человека: животное свободно лишь в выбор= 077; конкретногl= 6; пути удовле = 90;ворения потребностl= 0; в данной сит= 091;ации в меру своег= 086; предмета, которым (или с помощью которого) потребностn= 0; может быть у= 076;овлетворен&= #1072;, общая схема ее удовлетворk= 7;ния генетическl= 0; запрограммl= 0;рована. Принципиалn= 0;но иная ситуация у человека. Он должен найт = 80; и освоить не только способы удовлетворk= 7;ния своих потребностk= 7;й (которые у него не ограничиваn= 2;тся, конечно, чис= 090;о органическl= 0;ми), но и определитьl= 9;я в своих отношениях = 82; кругу предметов – средств так = 86;го удовлетворk= 7;ния, выработать свои критерии их оценки, прой= 090;и сложную онтогенетиm= 5;ескую эволюцию, св= 103;занную с противоречl= 0;вым процессом осознания своей принадлежнl= 6;сти к обществу, порождающиl= 4; нелинейное отношение н = 77; только к предметам потребностk= 7;й, но и к самим потребностn= 3;м, условиям их возникновеl= 5;ия и удовлетворk= 7;ния. Рассмотренl= 0;е О. д. как генеральноk= 5;о жизненного предназначk= 7;ния психики радикально меняет представлеl= 5;ие о "психически= ;х процессах" (функциях) – восприятии, мышлении, памяти и т.д. Эти проявления душевной жи = 79;ни человека могут быть рассмотренm= 9; как особые ф= 086;рмы О. д. Они разнятся теми специфичесl= 2;ими задачами ориентировl= 2;и, которые порождает ж = 80;знь человека в обществе и которые в подобном дифференциl= 8;ованном виде свойственнm= 9; лишь человеку. Так, задача восприятия R= 11; это ориенти = 88;овка в наличной ситуации, в ее объектив = 85;ых характерисm= 0;иках. Память направлена = 85;а решение задачи восстановлk= 7;ния прошлого. Мышление рассматривk= 2;ется как процесс = 088;ешения задач, в которых нужно найти скрытое от непосредстk= 4;енного восприятия решение и т.п. (по Гальперину). Общими же дл= 103; всех видов и форм О. д. являются те генеральныk= 7; функции, рад= 080; которых она появляется = 74; филогенезе, перестраивk= 2;ется в антропогенk= 7;тическом процессе и становится содержаниеl= 4; онтогенетиm= 5;еских преобразовk= 2;ний психики человека: 1) построение образа поля (внешнего по отношению к субъекту ил = 80; же поля его собственноk= 5;о состояния – физическогl= 6; или душевного); 2) уточнение значения взаимосвязk= 2;нных элементов этого поля с точки зрени = 03; актуально д = 86;минирующей потребностl= 0; субъекта; 3) построение = 87;лана решения стоящей проблемы; 4) контроль ре = 72;лизации принятого решения и, в случае необ = 93;одимости, коррекци= ;я как хода решения, так и плана, оценок, исхо= 076;но представлеl= 5;ной задачи. Конкретное содержание каждой из этих функци = 81; при решении, например, перцептивнm= 9;х или чисто мнестическl= 0;х задач будет = 086;тличаться от их содержания при решении субъектом собственно творческих задач, но все они с больше= 081; или меньшей ясностью и полнотой могут быть прослежены по всему про= 089;транству психологичk= 7;ской феноменолоk= 5;ии. Подобным об = 88;азом рассматривk= 2;ются не только познавателn= 0;ные процессы. Так, эмоции описываютсn= 3; как ориентировl= 2;а в ситуациях, личностно или жизненн = 86; значимых дл = 03; субъекта и требующих иных, внеинтеллеl= 2;туальных способов решения. Соответствk= 7;нно, воля понимается как ориенти = 88;овка в специфичесl= 2;и человеческl= 0;х проблемных ситуациях, когда сталкиваютl= 9;я, с одной стороны, рациональнk= 2;я и эмоциональl= 5;ая оценка ситуации с точки зрени = 03; непосредстk= 4;енных интересов потребностk= 7;й субъекта, а с другой – общественнk= 2;я оценка и производныk= 7; от нее социально одобряемые формы поведения. Помимо разных форм = 080; видов О. д. выделяются = 91;ровни О. д., связанные с различными психологичk= 7;скими задачами, возникающиl= 4;и у человека п= 086; поводу одного и тог= 086; же предметногl= 6; содержания действия – ценностный, смысловой, ц= 077;левой и исполнителn= 0;ский уровни О. д.. Понимание психики как О. д. с необходимоl= 9;тью подводит и к радикальноl= 4;у изменению традиционнl= 6;й методологиl= 0; исследованl= 0;я: не констати = 88;овать возможностn= 0; человека решать ту ил= 080; иную задачу (познавател = 00;ную, эмоциональl= 5;ую и т.д.), но рассматривk= 2;ть эту возможностn= 0; как проявление того или иного действия. Соответствk= 7;нно, раскрыв условия и механизмы п = 88;иобретения действием значимых дл = 03; решения той или иной задачи характерисm= 0;ик, возможно= ; вплотную подойти к рациональнl= 6;му анализу пси = 93;ологически&#= 1093; возможностk= 7;й человека.

А.И. Подольский