MIME-Version: 1.0 Content-Location: file:///C:/A34739D9/103---9.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii" ОПЕРАТИВНi= 4;СТЬ ПСИХИЧЕСКОh= 3;О ОТРАЖЕНИЯ — = 090;онкая приспособлn= 3;емость психическоk= 5;о отражения к условиям деятельносm= 0;и, обеспечиваn= 2;щая гибкое переключенl= 0;е с отражения одних свойств объектов на другие и при= 074;одящая тем самым отражение в соответствl= 0;е с потребностn= 0;ю

ОПЕРАТИВ= НОСТЬ ПСИХИЧЕСКОh= 3;О ОТРАЖЕНИЯ<= span style=3D'font-size:12.0pt;mso-bidi-font-size:10.0pt;font-family:"Times New = Roman"'> — тонкая приспособлn= 3;емость психическоk= 5;о отражения к условиям деятельносm= 0;и, обеспечиваn= 2;щая гибкое переключенl= 0;е с отражения одних свойств объектов на другие и при= 074;одящая тем самым отражение в соответствl= 0;е с потребностn= 0;ю решения конкретных = 79;адач. Понятие «О. п. о.» впервые введено Д.А. Ошаниным и понималось им как общее свойство от = 88;ажения человеком действителn= 0;ности, необходимоk= 7; для эффективноk= 5;о регулироваl= 5;ия своих действий и имеющее глубокие корни в фило= 211;, антропо= ;– и онтогенез = 77;. Анализ возникновеl= 5;ия О. п. о. в историческl= 6;м развитии человека по = 82;азывает, что долгое время особенностn= 0;ю образного отражения оставалась его привяза = 85;ность к действию: образ обслуживал систему "одна задачk= 2; – один объек= 090; – одна реакц= 080;я на объект". Усложнение = 80; рост динамичносm= 0;и среды привели к стремительl= 5;ому развитию психическоk= 5;о отражения в сторону его = 073;ольшей полноты, которая обеспечиваl= 3;а заблаговреl= 4;енные ответные реакции на возможные жизненно важные изменения путем отражения н = 77; только актуально, н= 086; и потенциальl= 5;о значимых свойств объектов. С развитием способностl= 0; отражать особенностl= 0; объекта, непосредстk= 4;енно не связанны = 77; с конкретнымl= 0; задачами того или ино= 075;о действия, и особенно с ростом удельного веса в жизни человека "теоретичес= ;кой" познавателn= 0;ной деятельносm= 0;и неизмеримо увеличиваеm= 0;ся как приток информации, поступающеl= 1; к нему от объектов извне, так и объем инфор = 84;ации об объектах, сохраняемоl= 1; в его памяти. Так постепенно образ превратилсn= 3; в психическ = 86;е образованиk= 7; двойного назначения: оставаясь регулятороl= 4; действия, он в то же время стал инструментl= 6;м объективноk= 5;о познания мира. Параллельнl= 6; с развитием теоретичесl= 2;ой деятельносm= 0;и шло накопление моторного о = 87;ыта. В результат = 77; отработки все большег = 86; количества форм поведения возникла во = 79;можность реагироватn= 0; на отражени = 03; в образе данного объекта различными способами. П= 086;тенциально связанный с обширным комплексом поведенчесl= 2;их реакций, образ оказался непосредстk= 4;енно отставленнm= 9;м от каждой из них. Вместе с умением выполнять одни и те же задачи разн = 99;ми способами у человека формировалl= 6;сь умение использоваm= 0;ь одни и те же объекты для выполнения различных задач. Хотя избыточносm= 0;ь образа k= 4; конечном счете свидетельсm= 0;вует о его возрос= 096;их возможностn= 3;х как регулятора действия, он= 072; лишает обра = 79; непосредстk= 4;енной действенноl= 9;ти, отличавшей более ранни = 77; уровни развития психики: объект все больше отра = 78;ается в образе как возможный объект дейс = 90;вия и как ансамбль потенциальl= 5;о полезных свойств. По своей информациоl= 5;ной емкости образ стал в= 086; много раз превосходиm= 0;ь потребностn= 0; конкретногl= 6; действия, требующего для своего осуществлеl= 5;ия, как правило, лишь ограниченнm= 9;й объем информации. = 042; этих услl= 6;виях бόльшая часть информации = 74; образе лишь затрудняет выполнение действия. Процесс диф = 92;еренциации регуляторнl= 6;й и познавателn= 0;ной функций образа привел к их конфликтноl= 4;у противопосm= 0;авлению. В связи с этим измени = 83;ся и информациоl= 5;ный статус образа: в каж&#= 1076;ом отдельном случае потребовалk= 2;сь доработк= ;а как информациоl= 5;ного потока, так и информациоl= 5;ного задела, – возникла необходимоl= 9;ть оперироватn= 0; ими с целью выделения данных, адекватных конкретным задачам предметных действий. Так, О. п. о., т.е. гибкая переключаеl= 4;ость с отражения одних свойств объекта на другие его свойства в зависимостl= 0; от характер = 72; и задач действия, стала одной из фундамен = 90;альных особенностk= 7;й отражения человеком действителn= 0;ности. Соответс= ;твенно двум основным тенденциям, характеризm= 1;ющим процесс развития от = 88;ажательной способностl= 0;, – стремлени = 02; к полноте и оперативноl= 9;ти отражения – выделяются два различных, хотя и взаимосвязk= 2;нных вида образо = 74; объекта: когнитивныk= 7; образы, в которых организоваl= 5;а вся потенци = 72;льно потребная информация об объекте, и оперативныk= 7; образы, в которых происходит специализиl= 8;ованное отражение преобразуеl= 4;ого объекта, складывающk= 7;еся по ходу выполнения конкретногl= 6; действия и подчиненноk= 7; задаче дейс = 90;вия, как более ил= 080; менее отстоявшийl= 9;я обслуживаюm= 7;ий его информациоl= 5;ный ансамбль. Концепция О. п. о. ставит перед исследоватk= 7;лями ряд проблем, решение которых имеет значение не только для понимания регуляторнl= 6;й функции пси = 93;ики, но и для дальнейшегl= 6; развития теории психическоk= 5;о отражения в целом.

В.И. Козло&#= 1074;