MIME-Version: 1.0 Content-Location: file:///C:/A34739D9/103---9.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"
ОПЕРАТИВ=
НОСТЬ
ПСИХИЧЕСКОh=
3;О
ОТРАЖЕНИЯ<=
span
style=3D'font-size:12.0pt;mso-bidi-font-size:10.0pt;font-family:"Times New =
Roman"'>
— тонкая
приспособлn=
3;емость
психическоk=
5;о
отражения к
условиям
деятельносm=
0;и,
обеспечиваn=
2;щая
гибкое
переключенl=
0;е
с отражения
одних
свойств
объектов на
другие и при=
074;одящая
тем самым
отражение в
соответствl=
0;е
с
потребностn=
0;ю
решения
конкретных
=
79;адач.
Понятие «О. п.
о.» впервые
введено Д.А.
Ошаниным и
понималось
им как общее
свойство от
=
88;ажения
человеком
действителn=
0;ности,
необходимоk=
7;
для
эффективноk=
5;о
регулироваl=
5;ия
своих
действий и
имеющее
глубокие
корни в фило=
211;,
антропо=
;–
и онтогенез
=
77;.
Анализ
возникновеl=
5;ия
О. п. о. в
историческl=
6;м
развитии
человека по
=
82;азывает,
что долгое
время
особенностn=
0;ю
образного
отражения
оставалась
его привяза
=
85;ность
к действию:
образ
обслуживал
систему
"одна задачk=
2;
– один объек=
090;
– одна реакц=
080;я
на объект".
Усложнение
=
80;
рост
динамичносm=
0;и
среды
привели к
стремительl=
5;ому
развитию
психическоk=
5;о
отражения в
сторону его =
073;ольшей
полноты,
которая
обеспечиваl=
3;а
заблаговреl=
4;енные
ответные
реакции на
возможные
жизненно
важные
изменения
путем
отражения н
=
77;
только
актуально, н=
086;
и
потенциальl=
5;о
значимых
свойств
объектов. С
развитием
способностl=
0;
отражать
особенностl=
0;
объекта,
непосредстk=
4;енно
не связанны
=
77;
с
конкретнымl=
0;
задачами
того или ино=
075;о
действия, и
особенно с
ростом
удельного
веса в жизни
человека
"теоретичес=
;кой"
познавателn=
0;ной
деятельносm=
0;и
неизмеримо
увеличиваеm=
0;ся
как приток
информации,
поступающеl=
1;
к нему от
объектов
извне, так и
объем инфор
=
84;ации
об объектах,
сохраняемоl=
1;
в его памяти.
Так
постепенно
образ
превратилсn=
3;
в психическ
=
86;е
образованиk=
7;
двойного
назначения:
оставаясь
регулятороl=
4;
действия, он
в то же время
стал
инструментl=
6;м
объективноk=
5;о
познания
мира.
Параллельнl=
6;
с развитием
теоретичесl=
2;ой
деятельносm=
0;и
шло
накопление
моторного о
=
87;ыта.
В результат
=
77;
отработки
все большег
=
86;
количества
форм
поведения
возникла во
=
79;можность
реагироватn=
0;
на отражени=
03;
в образе
данного
объекта
различными
способами. П=
086;тенциально
связанный с
обширным
комплексом
поведенчесl=
2;их
реакций,
образ
оказался
непосредстk=
4;енно
отставленнm=
9;м
от каждой из
них. Вместе с
умением
выполнять
одни и те же
задачи разн
=
99;ми
способами у
человека
формировалl=
6;сь
умение
использоваm=
0;ь
одни и те же
объекты для
выполнения
различных
задач. Хотя
избыточносm=
0;ь
образа k=
4;
конечном
счете
свидетельсm=
0;вует
о его возрос=
096;их
возможностn=
3;х
как
регулятора
действия, он=
072;
лишает обра
=
79;
непосредстk=
4;енной
действенноl=
9;ти,
отличавшей
более ранни
=
77;
уровни
развития
психики:
объект все
больше отра
=
78;ается
в образе как
возможный
объект дейс
=
90;вия
и как
ансамбль
потенциальl=
5;о
полезных
свойств. По
своей
информациоl=
5;ной
емкости
образ стал в=
086;
много раз
превосходиm=
0;ь
потребностn=
0;
конкретногl=
6;
действия,
требующего
для своего
осуществлеl=
5;ия,
как правило,
лишь
ограниченнm=
9;й
объем
информации. =
042;
этих услl=
6;виях
бόльшая
часть
информации
=
74;
образе лишь
затрудняет
выполнение
действия.
Процесс диф
=
92;еренциации
регуляторнl=
6;й
и
познавателn=
0;ной
функций
образа
привел к их
конфликтноl=
4;у
противопосm=
0;авлению.
В связи с
этим измени
=
83;ся
и
информациоl=
5;ный
статус
образа: в каж=
1076;ом
отдельном
случае
потребовалk=
2;сь
доработк=
;а
как
информациоl=
5;ного
потока, так и
информациоl=
5;ного
задела, –
возникла
необходимоl=
9;ть
оперироватn=
0;
ими с целью
выделения
данных,
адекватных
конкретным
задачам
предметных
действий.
Так, О. п. о., т.е.
гибкая
переключаеl=
4;ость
с отражения
одних
свойств
объекта на
другие его
свойства в
зависимостl=
0;
от характер
=
72; и
задач
действия,
стала одной
из фундамен
=
90;альных
особенностk=
7;й
отражения
человеком
действителn=
0;ности.
Соответс=
;твенно
двум
основным
тенденциям,
характеризm=
1;ющим
процесс
развития от
=
88;ажательной
способностl=
0;,
– стремлени=
02; к
полноте и
оперативноl=
9;ти
отражения –
выделяются
два
различных,
хотя и
взаимосвязk=
2;нных
вида образо
=
74;
объекта:
когнитивныk=
7;
образы, в
которых
организоваl=
5;а
вся потенци
=
72;льно
потребная
информация
об объекте, и
оперативныk=
7; образы,
в которых
происходит
специализиl=
8;ованное
отражение
преобразуеl=
4;ого
объекта,
складывающk=
7;еся
по ходу
выполнения
конкретногl=
6;
действия и
подчиненноk=
7;
задаче дейс
=
90;вия,
как более ил=
080;
менее
отстоявшийl=
9;я
обслуживаюm=
7;ий
его
информациоl=
5;ный
ансамбль.
Концепция О.
п. о. ставит
перед
исследоватk=
7;лями
ряд проблем,
решение
которых
имеет
значение не
только для
понимания
регуляторнl=
6;й
функции пси
=
93;ики,
но и для
дальнейшегl=
6;
развития
теории
психическоk=
5;о
отражения в
целом.
В.И. Козло= 1074;