МОТИВ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ — побуждение к
деятельности, в которой эмоциональное удовлетворение приносит сам процесс
деятельности, а не достигаемый ею – в форме потребления предмета или его
создания – результат. Содержательно близкими этому понятию являются понятия
функционального удовольствия, функциональных потребностей и т.п. Развитие
представлений о том, что деятельность может доставлять удовольствие сама по
себе, можно проследить со времен античности. В "Никомаховой этике"
Аристотеля такая деятельность рассматривается как признак счастливого, или
блаженного, человека, а побуждение к такой деятельности - как побуждение к
жизни, так как жизнь понимается как своего рода деятельность. В дидактической
психологии XIX
в. функциональные потребности связывались с природно
обусловленной необходимостью тренировки органов, будь то физический орган
(телесно-функциональные потребности) или психологические качества
(душевно-функциональные потребности), такие как зрение, слух, речь, эмоции,
воля и пр. (В. Ерузалем). В психологии ХХ в. исследованием были охвачены разные
виды М. ф.. Так, изучение детской игры привело к пониманию игрового поведения
как имеющего целью само осуществление деятельности, а не практический
результат (В. Штерн, К. Бюлер, А.Н. Леонтьев). Р. Вудвортс (1947) привлек
внимание исследователей к существованию такой потребности, как потребность в
восприятии, что привело к проведению экспериментальных работ по ориентировочной
деятельности (Д. Берлайн, Г. Харлоу) и феноменологическому описанию эмоции
интереса (К. Изард). В исследованиях мотивации также можно найти анализ
субъективного ощущения "радостной поглощенности жизнью", при которой
инидивид как бы полностью растворяется в предмете, на который направлена его
деятельность, и забывает о существовании собственного Я (М. Вертгеймер, А.
Маслоу и др.). По этим исследованиям можно констатировать, что на
результативность деятельности М. ф. могут оказывать меньшее влияние, чем,
например, достиженческая мотивация, но они играют чрезвычайно важную роль в
общем психическом развитии, а также в возникновении состояния жизненного
благополучия. Вместе с этим надо признать, что существенная часть связанных с
данной проблемой вопросов – о внутренних механизмах М. ф.,
об их связи с органическими и достиженческими мотивами - раскрыта недостаточно.
Определенным залогом успешного их решения может служить интеграция
исследований, проводимых в трех предметных областях: исследования детской игры,
элементов карнавала в культуре и состояний медитации. При
типологическом анализе М. ф. необходимо различать телесно-функциональные
мотивы, ориентированные на собственную телесную организацию, связанные с
удовлетворением от разрядки физического напряжения и двигательной активности
("мышечная радость") и имеющие, прежде всего, биологическую основу, и
предметно-функциональные мотивы (или предметные интересы), ориентированные на
окружающий мир, к которым можно отнести опредмеченные потребности в игре, в
общении и эмоциональном переживании, в познании, в художественном творчестве
и в которых доминирующую роль играют представления, фантазия
и, в конечном счете, социальные факторы. В качестве средств
индивидуальной диагностики М. ф., как правило, используют различные опросники
интересов и личностные опросники, в котрорых личностные признаки выступают как
косвенные свидетельства выраженности М. ф. – к таким методикам можно отнести
«Шкалу поиска ощущений» М. Цукермана и «Шкалу ориентации на игру» в опроснике "Форма по изучению личности" Д.Н.
Джексона.
И.М. Кондаков