НАДЕЖДА — эмоциональное переживание, возникающее при ожидании субъектом некоторого желаемого события и отражающее предвосхищаемую вероятность его реального осуществления. Н. формируется вследствие познания объективных причин, от которых зависят ожидаемые события, или на основе субъективного эмоционального опыта (переживаний радости, неудачи и т.п.), накопленного в сходных ситуациях в прошлом. Предсказывая возможное развитие событий в сложившихся обстоятельствах, Н. играет роль внутреннего регулятора деятельности, помогающего субъекту определять ее последствия и целесообразность. В случае сильной мотивации Н. может сохраняться и при отсутствии обосновывающих ее условий. Н. – одна из категорий экзистенциальной психологии, которая придает кардинальное значение желательному будущему, рассматривая его как возможное и вероятное. Сами по себе модели желательного будущего, как это показал Н.А. Бернштейн, являются существенными для регуляции поведения животных; подобного рода модели имеют большое значение и для физиологии поведения человека. Но на собственно психологическом уровне желательное будущее воплощается в Н., которая служит мощным внутренним стимулом деятельности. Деятельность как процесс ориентирована на результат; в Н. выражено внутреннее убеждение в достижимости намеченных результатов и осуществимости личных притязаний. Н., как правило, не вполне рациональна: в стимул-преградных ситуациях она служит источником положительных эмоций, позволяющих пойти на риск, необходимый для преодоления преграды. Роль Н. в существовании индивида вообще очень велика. Ее подсознательная опора, согласно неофрейдизму, состоит в либидо, сближающем индивидов различного пола: они находят друг в друге поддержку и опору, составляющие основу продолжения человеческого рода. Н., согласно Э. Фромму, является необходимым компонентом чувства любви. В социальной психологии Н. изучается как характерное индивидуальное проявление групповой сплоченности и взаимоподдержки. Н. может влиять на развитие общественного сознания: систематизированной и развернутой формой социальных Н. служит утопия. Как феномен религиозной психологии Н. глубоко противоречива: с одной стороны, в молитве (а без искренней молитвы вера неполноценна) всегда выражается Н.; с другой стороны, вера имеет целью достижение нирваны, посмертного блаженства и т.п. состояния, в котором существование продолжается, а Н. снимается. Согласно Д. Буццати, отсутствие Н. есть самый крупный недостаток рая. Н. изучается также патопсихологией, которая видит в утрате Н. специфический симптом депрессивных состояний.

В.К. Вилюнас, А.А. Брудный