НАДЕЖДА — эмоциональное переживание, возникающее
при ожидании субъектом некоторого желаемого события и отражающее
предвосхищаемую вероятность его реального осуществления. Н. формируется
вследствие познания объективных причин, от которых зависят ожидаемые события,
или на основе субъективного эмоционального опыта (переживаний радости, неудачи
и т.п.), накопленного в сходных ситуациях в прошлом. Предсказывая возможное
развитие событий в сложившихся обстоятельствах, Н. играет роль внутреннего
регулятора деятельности, помогающего субъекту определять ее последствия и
целесообразность. В случае сильной мотивации Н. может сохраняться и при
отсутствии обосновывающих ее условий. Н. – одна из категорий экзистенциальной
психологии, которая придает кардинальное значение желательному будущему,
рассматривая его как возможное и вероятное. Сами по себе модели желательного
будущего, как это показал Н.А. Бернштейн, являются существенными для регуляции
поведения животных; подобного рода модели имеют большое значение и для
физиологии поведения человека. Но на собственно психологическом уровне
желательное будущее воплощается в Н., которая служит
мощным внутренним стимулом деятельности. Деятельность как процесс ориентирована
на результат; в Н. выражено внутреннее убеждение в достижимости намеченных
результатов и осуществимости личных притязаний. Н., как правило, не вполне
рациональна: в стимул-преградных ситуациях она служит источником положительных
эмоций, позволяющих пойти на риск, необходимый для преодоления преграды. Роль Н.
в существовании индивида вообще очень велика. Ее подсознательная опора,
согласно неофрейдизму, состоит в либидо, сближающем индивидов различного пола:
они находят друг в друге поддержку и опору, составляющие основу продолжения
человеческого рода. Н., согласно Э. Фромму, является необходимым компонентом
чувства любви. В социальной психологии Н. изучается как характерное
индивидуальное проявление групповой сплоченности и взаимоподдержки. Н. может
влиять на развитие общественного сознания: систематизированной и развернутой
формой социальных Н. служит утопия. Как феномен
религиозной психологии Н. глубоко противоречива: с одной стороны, в молитве (а
без искренней молитвы вера неполноценна) всегда выражается Н.; с другой
стороны, вера имеет целью достижение нирваны, посмертного блаженства и т.п.
состояния, в котором существование продолжается, а Н. снимается. Согласно Д.
Буццати, отсутствие Н. есть самый крупный недостаток рая. Н. изучается также
патопсихологией, которая видит в утрате Н. специфический симптом депрессивных
состояний.
В.К. Вилюнас, А.А. Брудный