ПОВЕДЕНИЯ РЕГУЛЯЦИЯ [лат. regulare – приводить в порядок, налаживать] — совокупность процессов, направляющих, ограничивающих и определяющих форму реализации внутреннего потенциала и сформированного опыта активности организма или группы организмов в конкретных условиях жизнедеятельности. В качестве первой группы регуляторов поведения выступают воздействия среды, имеющие физическую или социальную природу (внешние, суперсистемные регуляторы); направляющими факторами поведения являются также собственные потребности организма, а ограничивающими – ограниченность его возможностей (субсистемные регуляторы, имеющие физиологическую и психофизиологическую природу), они составляют вторую группу регуляторов; сформированные в результате П. р. внешними и субсистемными регуляторами устойчивые функциональные образования (мотивы, установки и в целом опыт субъекта) составляют третью группу регуляторов – внутренние, системные регуляторы, имеющие психологическую природу. Доминирующую роль в П. р. выполняют внутренние, психологические, сформированные на основе внешних и субсистемных, регуляторы поведения. В их форме субъект создает психологическую модель вероятностных характеристик среды и прогнозирует их изменения. Внешние регуляторы тем самым направляют и ограничивают активность опосредованно, через внутреннюю готовность субъекта к их использованию. Основными особенностями П. р. субъекта являются: обусловленность регулируемой активности внутренними источниками; зависимость эффективности внешних воздействий от готовности субъекта к восприятию этих воздействий; зависимость формы внутренних регуляторов от внешних; формирование внутренних регуляторов в ходе собственной активности; наличие обратной связи и коррекции в ходе формирования внутренних регуляторов; наличие иерархической системной архитектуры в системе регуляции. Многие научные концепции указывают на наличие обратной связи как на необходимое условие П. р. Под обратной связью понимается контроль субъектом результатов своей активности и введение необходимых коррекций. В работах Н.А. Бернштейна было показано, что движения человека программируются "двигательной задачей", которая принимает различные формы на разных уровнях отражения, и что для успешной регуляции движения процессов человека необходима система обратных афферентаций, поступающих от его двигательного аппарата. П.К. Анохин связывал обратную связь в П. р. с аппаратом "акцептора действия", основной функцией которого является сличение выполненного действия с исходным намерением и регуляция дальнейшей активности. Иерархичность системы П. р. проявляется в существовании нескольких уровней осознанности и автоматизма активности. Н.А. Бернштейн выделил пять уровней регуляции и построения активности, каждому из которых соответствует нейрофизиологический комплекс определенных мозговых структур. Уровень, контролирующий построение движения, называется ведущим. Ш.А. Надирашвили выделял три уровня П. р.: уровень чувственной данности, формируемый на основе импульсивной установки практического поведения; уровень установок по отношению к объектам в целом; уровень поведения в целом. Наличие в системе П. р. иерархической структуры описывается и в диспозиционной концепции В.С. Ядова, выделившего в системе социальной регуляции четыре уровня. Каждому из уровней диспозиций (внутренних регуляторов) соответствует уровень потребностей и уровень обобщенности ситуации, условий деятельности. Внутренние, имеющие психологическую природу регуляторы (установки, мотивы как осознанные предметы потребностей, навыки, знания, умения) формируются прижизненно только в ходе личного опыта человека, но зависят как от психофизиологических особенностей индивида (в чем выражается психическая П. р.) и его принадлежности к определенному биологическому виду (видовая П. р.), так и от средовых факторов и связанных с ними задач. Мотивационно-смысловая сфера личности осуществляет функцию П. р. на нескольких уровнях: общей ценностной направленности личности, обусловленной мотивационными установками мировоззренческого уровня; конкретных мотивов (целей) осуществляемого поведения; более конкретных подцелей отдельных операций. Динамика внутренних регуляторов характеризуется следующими особенностями: 1) происходит слияние операционно-технических аспектов действия и сопровождающего его мотивационно-смыслового отношения в единый установочный комплекс; 2) при повторении действия регуляторы имеют тенденцию к переходу на неосознаваемый, автоматический уровень активности; при этом электрическая активность мозга, сопровождающая П. р., переходит из одних зон в другие. Редукция сформированной готовности к определенной активности (установки, функциональной системы) к интегративной единице неосознаваемого уровня регуляции используется в теории поэтапного формирования умственных действий, предложенной П.Я. Гальпериным; 3) наблюдается субординация разных уровней П. р.: при необходимости изменения технологии активности происходит активация вышестоящего уровня регуляции, контролирующего это изменение. В то же время изменение целей и основной программы активности сопровождается перестройкой, активизацией соответствующих установок на нижестоящих уровнях. К психологическим, внутренним регуляторам относится интериоризированное отношение социальной среды к субъекту – его самосознание. Исследование осознанного саморегулирования, его информационного аспекта позволило выделить функциональные звенья системы осознанного целенаправленного саморегулирования: принятая субъектом цель деятельности, субъективная модель значимых условий деятельности, программа собственно исполнительских действий, критерии успешности деятельности, информация о результатах деятельности, решение о коррекциях (О.А. Конопкин). Внешними регуляторами выступают явления социальной природы (нормы, ценности, правила поведения, характер доступа к ресурсам, выработанные обществом технологии операций и т.д.), физической природы (температура и состав воздуха, атмосферное давление, солнечное и химические воздействия и т.д.). К субсистемным П. р., имеющим ограниченное подчинение внутренним регуляторам, относятся гормональная система, морфологические особенности нервной системы человека, формально-динамические свойства (темперамент) и общие способности. Гормональная система П. р. является наиболее древней. Так, ά– и β–адренергическое действие норадреналина обеспечивает энергичность поведения, допамин – его вариативность, β-эндорфин, допамин и другие гормоны – чувствительность организма к расхождению прогноза с реальностью. Усложняющаяся в эволюции морфология нервной системы обеспечила и более сложную систему регуляции, использующую тем не менее гормональную систему. К морфологическим особенностям, обеспечивающим человеческую П. р., относятся речевой аппарат, особенности коры больших полушарий: развитость зон, отвечающих за речевую активность, ассоциативность мышления, логичность анализа и др. Исследования, проведенные под руководством П.В. Симонова, показывают, что четыре мозговые структуры – орбитальные отделы фронтальной коры, гиппокамп, миндалина и гипоталамус, функционирующие как единый интегральный комплекс, регулируют поведение человека в системе координат "потребности – вероятность их удовлетворения". В П. р. выделяются два процесса: субординацию, когда одна система управляет функцией второй системы и задает ограничения для второй системы (вертикальная регуляция); и координацию, когда функция сохранения целого реализуется совместно с другой системой, а совместное функционирование является необходимым и достаточным условием выполнения системой необходимых функций (горизонтальная регуляция).

И.Н. Трофимова