ПОНИМАНИЕ — 1) способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий. Без П. как особого состояния субъекта невозможны продолжение общения, координация действий и какие-либо другие осмысленные действия и воздействия. П. изучается широким кругом гуманитарных дисциплин (психология, философия, история, социология, литературоведение и т.д.). Существует особая наука о П. – герменевтика (искусство и теория толкования текстов). П. не следует отождествлять со знанием (т.е. способностью человека усвоить и воспроизвести сумму сведений, в правильности которых он не сомневается), поскольку возможно знание без П. и П. без знания ("непосредственное усмотрение"). Для П. характерно ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логическая упорядоченность, ясное "видение" причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логическую систему (П. доказательства математической теоремы, П. формулы, закона естествознания и т.д.). Возможно ясное ощущение субъектом связанности и осмысленности явлений и без усмотрения их логического каркаса. В этом случае явление выступает как направленное на некоторую цель, сопоставимую с целями данного субъекта: человек понимает поведение другого человека, его мысли, мотивы и т.д.; подобным же образом возможно и П. социокультурных, в т.ч. исторических, событий, письменных памятников; на этой же основе может происходить П. поведения животных и явлений природы, связанное с их антропоморфизацией, приписыванием им аналогий с поведением людей. Возможно, наконец, П. на основе сопереживания, идентификации (П. эмоций другого человека; нерасчленимое "П. человека"; П. этических и эстетических явлений и т.д.). Результат П. – смысл – субъективно уникален для субъекта, но непроизволен, ибо П. определяется в конечном счете социокультурными условиями, независимыми от индивида. Наиболее подробно изучена роль языка в П. (в частности в П. текстов и устных сообщений на естественных и искусственных языках). К психологическим механизмам П. человека относятся идентификация, проекция, социальная перцепция, эмпатия, инсайт, интуиция, каузальная атрибуция.

Л.А. Карпенко, Л.А. Радзиховский