ПОНИМАНИЕ — 1) способность
постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; 2)
вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние
сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных
представлений и содержания воздействий. Без П. как особого состояния субъекта
невозможны продолжение общения, координация действий и какие-либо другие
осмысленные действия и воздействия. П. изучается широким кругом гуманитарных
дисциплин (психология, философия, история, социология, литературоведение и
т.д.). Существует особая наука о П. – герменевтика (искусство и теория
толкования текстов). П. не следует отождествлять со знанием (т.е. способностью
человека усвоить и воспроизвести сумму сведений, в правильности которых он не
сомневается), поскольку возможно знание без П. и П. без знания
("непосредственное усмотрение"). Для П. характерно ощущение ясной
внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может
быть логическая упорядоченность, ясное "видение"
причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты
объединяются в единую логическую систему (П. доказательства математической
теоремы, П. формулы, закона естествознания и т.д.). Возможно ясное ощущение
субъектом связанности и осмысленности явлений и без усмотрения их логического
каркаса. В этом случае явление выступает как направленное на некоторую цель,
сопоставимую с целями данного субъекта: человек понимает поведение другого
человека, его мысли, мотивы и т.д.; подобным же образом возможно и П.
социокультурных, в т.ч. исторических, событий, письменных памятников; на этой
же основе может происходить П. поведения животных и явлений природы, связанное с их антропоморфизацией, приписыванием им аналогий
с поведением людей. Возможно, наконец, П. на основе сопереживания,
идентификации (П. эмоций другого человека; нерасчленимое
"П. человека"; П. этических и эстетических явлений и т.д.). Результат
П. – смысл – субъективно уникален для субъекта, но непроизволен, ибо П. определяется в конечном счете социокультурными условиями,
независимыми от индивида. Наиболее подробно изучена роль языка в П. (в
частности в П. текстов и устных сообщений на естественных и искусственных
языках). К психологическим механизмам П. человека относятся идентификация,
проекция, социальная перцепция, эмпатия, инсайт, интуиция, каузальная
атрибуция.
Л.А.
Карпенко, Л.А. Радзиховский