Проблемная
ситуация — 1) содержащее противоречие и
не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых
разворачивается деятельность индивида или группы; 2) психологическая модель
условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной
потребности, форма связи субъекта с объектом познания. П. с. характеризует
взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние
познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию
среду. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (например,
невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее
усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том
неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие.
Объективация неизвестного в П. с. осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося
начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе
такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании
относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие
самого субъекта. Поскольку в “окружение” субъекта входят не только объекты, но
и социальная среда, то генетически первична постановка вопроса, обращенного не
к самому себе, а к другому человеку, опосредствующему своей активностью
развитие индивида. П. с. является
одним из центральных понятий проблемного обучения.
А.А. Вербицкий