РЕФЛЕКСИЯ [лат. reflexio — обращение
назад] — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и
состояний. Понятие Р. возникло в философии и означало процесс размышления
индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял Р.
со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей,
абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и
Р., трактуя последнюю как особый источник знания
(внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов
чувств). Эта трактовка Р. стала главной аксиомой интроспективной психологии. В
этих представлениях неадекватно преломилась реальная способность человека к
самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных
психических состояний. Р. в социальной психологии выступает в форме осознания
действующим субъектом – лицом или общностью – того, как они в действительности
воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Р. – это не
просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как
другие знают и понимают "рефлектирующего", его личностные
особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.
Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности,
развивается особая форма Р. – предметно-рефлексивные отношения. В сложном
процессе Р. даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное
отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект,
каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому,
и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Р., т.о., – это
процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием
которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.
Традиция исследований Р. в западной социальной психологии восходит к работам Д.
Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули и связана с экспериментальным изучением диад – пар
субъектов, включенных в процесс взаимодействия в искусственных, лабораторных
ситуациях. Отечественные исследователи (Г.М. Андреева и др.) отмечают, что для
более глубокого понимания Р. ее необходимо рассматривать не на диаде, а на
более сложных организованных реальных социальных группах, объединенных значимой
совместной деятельностью.
М.Г. Ярошевский