АФФЕКТ
[лат. affectus — душевное волнение,
страсть] — сильная, взрывного характера, относительно кратковременная
эмоциональная реакция, сопровождаемая резко выраженными изменениями
как в физиологическом состоянии организма, так и в поведении индивида, и
развивающаяся в критических условиях при неспособности субъекта найти
адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций.
Обладая свойствами доминанты, А. тормозит не связанные с ним психические
процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения
ситуации (оцепенение, бегство, агрессию), сложившийся в процессе биологической
эволюции и поэтому оправдывающий себя лишь в типичных биологических условиях.
Другая важная регулирующая функция А. состоит в образовании специфического
опыта -
аффективных комплексов (следов), эмоционально запечатляющих отдельные элементы
породившей А. ситуации и в будущем предупреждающих о возможном ее повторении. У
человека А. могут возникать при фрустрации как его биологических потребностей
(например, при угрозе жизни), так и социальных ценностей (при оскорблении,
столкновении с несправедливостью). Иногда А. возникает вследствие многократного
повторения травмирующих событий, создающего у человека впечатление
безысходности в отношении не конкретной ситуации, а всей жизни; в таких случаях
происходит т.н. аккумуляция А., вследствие которой он может возникать и
приводить к неуправляемому поведению при одном из многих столкновений с
несправедливостью, т.е. в ситуации, не отличающейся исключительностью. Для
состояния А. характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком
поглощается породившими А. обстоятельствами и навязанными ими действиями.
Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить
отдельные эпизоды своего поведения и развития событий, к заметному притуплению
чувствительности к боли, а в случае исключительно сильного А. - завершиться
потерей сознания и полной амнезией. Поскольку А. предельно ограничивает
возможность произвольной регуляции поведения, рекомендации по его преодолению,
применяемые в педагогической и психотерапевтической практике, подчеркивают
важность избегания порождающих А. ситуаций, представления нежелательных последствий,
выполнения отвлекающих действий и т.п. Устойчивость к вовлечению в состояние А.
зависит как от природной конституции человека, так и от уровня развития
личности, ее моральной мотивации. Диагностика А. является типичной задачей в
практике судебно-психологической экспертизы; при ее решении помимо
физиологического состояния организма и расстройств сознания в качестве
показателей служат также характер действий человека в состоянии А.
(импульсивность, стереотипность, отсутствие приготовлений) и степень их
расхождения с обычным его поведением.
В.К. Вилюнас