ЧУВСТВА — высшая форма эмоционального отношения
человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной
устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным
в его личностном развитии. В отличие от аффектов и ситуативных эмоций,
отражающих временную или условную ценность предметов и побуждающих к решению
частных задач, Ч. направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное
значение, и отвечают за общую направленность деятельности. Эмоционально
окрашивая явления, значимые для потребностей личности, и побуждая к активности
по их удовлетворению, Ч. проявляются как конкретно-субъективная форма их
существования. Формирование устойчивых эмоциональных отношений – важнейшее
условие развития человека как личности, главная цель и конечный продукт его
воспитания. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно
для того, чтобы человек ими руководствовался; только став предметом устойчивых
Ч., эти знания превращаются в реальные побуждения к деятельности. Ч. человека историчны и изменяются в зависимости от конкретных
социальных условий. Обычно в онтогенезе Ч. появляются позже, чем
ситуативные эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания и
усложнения отражаемых в нем связей под влиянием воспитательных воздействий со
стороны семьи, школы, искусства, других источников. Предметами Ч. становятся прежде всего те явления и условия, от которых
зависит развитие значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально
событий (например, радость от добрых дел некоторого человека станет основой
появления к нему положительного Ч.). Поэтому воспитание Ч. предполагает
открытие человеку причин непосредственно волнующих его событий, обобщение и
направление на них его эмоционального опыта. Возникая как
результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся ведущими
образованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь,
определять динамику и содержание ситуативных эмоций; так из Ч. любви к человеку
в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при
разлуке, радость при встрече, разочарование, если он не оправдал надежд и т.п.
Такие ситуативные эмоции уточняют содержание Ч. в отношении сложившихся условий
и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой Ч.
деятельности. Иногда Ч. и сопряженные с ними эмоции могут вызывать
противоречивые отношения к их объекту. В процессе формирования личности Ч.
организуются в иерархическую систему, в которой одни Ч. занимают ведущее
положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями.
Содержание доминирующих Ч. определяет важную
характеристику человека – направленность личности. Ч., получившие
исключительную силу и подчинившие себе другие побуждения человека, называются
страстями. Наиболее распространенная классификация Ч.
выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, в которых они
проявляются; на этом основании различаются интеллектуальные, нравственные,
познавательные, праксические, религиозные, родительские, эстетические и другие
Ч. По степени обобщенности предметного содержания Ч. подразделяются на
конкретные (например, Ч. к ребенку, произведению искусства), обобщенные (Ч. к
детям вообще, к музыке) и абстрактные (Ч. справедливости, трагического).
Отсутствие исчерпывающей классификации Ч. объясняется большим их разнообразием,
а также их исторической изменчивостью. В психологической литературе нет единства мнений относительно онтологической природы Ч. Ряд
авторов полагают, что они как самостоятельные эмоциональные явления не
существуют, а термин «Ч.» представляет собой абстракцию для обобщенного
обозначения всего множества связанных с некоторым объектом ситуативных эмоций.
Согласно другим Ч. являются полноценными эмоциональными явлениями,
малозаметность которых объясняется их глубинностью, легко затмеваемой более
бурными проявлениями развивающихся из них поверхностных ситуативных эмоций. В
психологии термин «Ч.» применяется и в других значениях. Так, в сочетании
«органы чувств» он обозначает познавательное явление и не имеет никакого
эмоционального значения. В учении В. Вундта Ч. названы самые
элементарные эмоциональные переживания, неминуемо сопровождающие каждое
получаемое живым существом ощущение; множество одновременно сосуществующих Ч.
находятся в постоянном взаимодействии и слиянии, причем этот процесс имеет
многоступенчатый характер: близкие в некотором отношении элементарные Ч.
объединяются по определенным законам в Ч. первого порядка, те, в свою очередь,
в Ч. второго порядка и т.д. Человеком осознаются только высшие уровни
такой выстраивающейся иерархии Ч., поэтому он, например, имея отчетливое
эмоциональное впечатление от просмотренного спектакля, обычно не способен
отследить вклад в это впечатление некоторой детали декораций или освещения.
Одна из функций вундтовских Ч. состоит в том, что они готовят возникновение
ситуативных эмоций, представляющих собой вторую фазу развития общего
чувственного процесса. Таким образом, как Ч. – устойчивые отношения личности,
так и Ч. – элементарные эмоциональные явления, имеют отношение к возникновению
находящихся как бы между ними ситуативных эмоций.
В.К.
Вилюнас