ЧУВСТВА — высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от аффектов и ситуативных эмоций, отражающих временную или условную ценность предметов и побуждающих к решению частных задач, Ч. направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение, и отвечают за общую направленность деятельности. Эмоционально окрашивая явления, значимые для потребностей личности, и побуждая к активности по их удовлетворению, Ч. проявляются как конкретно-субъективная форма их существования. Формирование устойчивых эмоциональных отношений – важнейшее условие развития человека как личности, главная цель и конечный продукт его воспитания. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался; только став предметом устойчивых Ч., эти знания превращаются в реальные побуждения к деятельности. Ч. человека историчны и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. Обычно в онтогенезе Ч. появляются позже, чем ситуативные эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания и усложнения отражаемых в нем связей под влиянием воспитательных воздействий со стороны семьи, школы, искусства, других источников. Предметами Ч. становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально событий (например, радость от добрых дел некоторого человека станет основой появления к нему положительного Ч.). Поэтому воспитание Ч. предполагает открытие человеку причин непосредственно волнующих его событий, обобщение и направление на них его эмоционального опыта. Возникая как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь, определять динамику и содержание ситуативных эмоций; так из Ч. любви к человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, разочарование, если он не оправдал надежд и т.п. Такие ситуативные эмоции уточняют содержание Ч. в отношении сложившихся условий и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой Ч. деятельности. Иногда Ч. и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту. В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни Ч. занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих Ч. определяет важную характеристику человека – направленность личности. Ч., получившие исключительную силу и подчинившие себе другие побуждения человека, называются страстями. Наиболее распространенная классификация Ч. выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, в которых они проявляются; на этом основании различаются интеллектуальные, нравственные, познавательные, праксические, религиозные, родительские, эстетические и другие Ч. По степени обобщенности предметного содержания Ч. подразделяются на конкретные (например, Ч. к ребенку, произведению искусства), обобщенные (Ч. к детям вообще, к музыке) и абстрактные (Ч. справедливости, трагического). Отсутствие исчерпывающей классификации Ч. объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью. В психологической литературе нет единства мнений относительно онтологической природы Ч. Ряд авторов полагают, что они как самостоятельные эмоциональные явления не существуют, а термин «Ч.» представляет собой абстракцию для обобщенного обозначения всего множества связанных с некоторым объектом ситуативных эмоций. Согласно другим Ч. являются полноценными эмоциональными явлениями, малозаметность которых объясняется их глубинностью, легко затмеваемой более бурными проявлениями развивающихся из них поверхностных ситуативных эмоций. В психологии термин «Ч.» применяется и в других значениях. Так, в сочетании «органы чувств» он обозначает познавательное явление и не имеет никакого эмоционального значения. В учении В. Вундта Ч. названы самые элементарные эмоциональные переживания, неминуемо сопровождающие каждое получаемое живым существом ощущение; множество одновременно сосуществующих Ч. находятся в постоянном взаимодействии и слиянии, причем этот процесс имеет многоступенчатый характер: близкие в некотором отношении элементарные Ч. объединяются по определенным законам в Ч. первого порядка, те, в свою очередь, в Ч. второго порядка и т.д. Человеком осознаются только высшие уровни такой выстраивающейся иерархии Ч., поэтому он, например, имея отчетливое эмоциональное впечатление от просмотренного спектакля, обычно не способен отследить вклад в это впечатление некоторой детали декораций или освещения. Одна из функций вундтовских Ч. состоит в том, что они готовят возникновение ситуативных эмоций, представляющих собой вторую фазу развития общего чувственного процесса. Таким образом, как Ч. – устойчивые отношения личности, так и Ч. – элементарные эмоциональные явления, имеют отношение к возникновению находящихся как бы между ними ситуативных эмоций.

В.К. Вилюнас