ЭМОЦИИ [лат. emoveo — потрясаю, волную] —
особый класс психических явлений, выражающих в виде пристрастного субъективного
переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей
живого существа. Выделяя в образе действительности жизненно значимые явления и
побуждая направить на них активность, Э. служат одним из главных механизмов
психической регуляции поведения. В большинстве философских
учений Э. рассматривались в качестве активных сил, способных направлять мысли и
поступки человека как согласованно с его разумными решениями, так и вопреки им.
Отступления от этой тенденции связаны с распространением трихотомной схемы
психического (И. Тетенс, И. Кант), отделившей от Э. в класс волевых явлений
желания и другие побуждающие активность переживания. Разрыв между Э. и
действием, заложенный данной схемой, сохраняет и современная экспериментальная
психология, изучающая Э. и потребности (мотивацию) в относительной
независимости. Согласно представлению, рассматривающему желания как
разновидность эмоциональных явлений, Э. в целом служат выражению потребностей и
определяются как конкретно-субъективная форма существования мотивации. В
биологической эволюции Э. возникли как средство, позволяющее живым существам
определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.
Простейшая форма Э. – т.н. эмоциональный тон ощущений – положительные или
отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия
(например, вкусовые, температурные) и побуждающие индивида к их сохранению или
устранению. При столкновении с условиями, способствующими или
препятствующими поведению, возникают ситуативные Э., выражающие значение этих
условий для удовлетворения потребностей. Важную регулирующую роль среди
них играют Э., возникающие при столкновении с успехом или неуспехом (радость,
огорчение) и способствующие приобретению полезных и устранению не оправдавших
себя форм поведения. В экстремальных условиях, если субъект не находит выхода
из возникшей ситуации, развиваются аффекты. По биологическому назначению Э.
представляют собой форму актуализации видового опыта: ориентируясь на них,
индивид совершает необходимые действия (например, по избеганию опасности,
продолжению рода), целесообразность которых остается для него скрытой. Э. важны и для приобретения индивидуального опыта. Выполняя
в процессах обусловливания функцию положительного или отрицательного
подкрепления, они создают возможность предвосхищать удачи или затруднения в
будущем и тем самым облегчает поиск оптимальных путей достижения цели. Развитие
Э. человека определялось необходимостью их направления на новые социально
значимые явления. Формирование новых эмоциональных отношений в результате
специально направленных воспитательных воздействий – важнейшее условие
социального развития человека. Высший продукт развития Э. человека – чувства,
выражающие его стабильные эмоциональные отношения к явлениям жизни, другим
людям, самому себе. Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется
страстью. События, сигнализирующие о важных изменениях в жизни человека, могут
вызвать также изменения общего эмоционального фона – т.н. настроения.
Относительно кратковременными, наиболее динамичными и заметными являются
ситуативные Э. – непосредственные эмоциональные реакции человека на предметы и
события, так или иначе влияющие на выполняемую деятельность. Они вызываются
реальными или предвосхищаемыми достижениями в деятельности (радость, огорчение,
надежда), способствующими или препятствующими ей условиями или людьми (гнев,
симпатия, возмущение) и т.п. Характер и динамика ситуативных
Э. определяются как объективными событиями, так и чувствами, из которых они
развиваются (например, из любви может развиться гордость за любимого человека,
огорчение из-за его неудач, ревность и т.п.). Э. человека различаются
степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными Э. чаще всего лежит в основе
неврозов. Важную роль Э. играют в этиологии и синдромах также и других
психических и психосоматических заболеваний. В простых
эмоциональных переживаниях принято выделять качественные (знак и модальность:
удивление, восторг, печаль и т.д.) и динамические (продолжительность,
интенсивность) характеристики. Развитие Э. в онтогенезе приводит к значительному
усложнению как их самих, так и вызывающих их объектов, появлению способности
регулировать Э. и их выражение, одновременно переживать целое множество
взаимодействующих, частично сливающихся или противоречащих эмоциональных
качеств. Важнейший источник обогащения эмоционального опыта человека -
сопереживания, возникающие в общении с другими людьми, при восприятии
произведений искусства, под влиянием средств массовой информации. Э. выступают
в роли регулятора человеческого общения, влияя на выбор партнеров общения и
определяя его способы и средства. Свое основное назначение – направление
активности на жизненно значимые цели – Э. выполняют, оказывая влияние на
содержание и динамику познавательных психических процессов (восприятие,
воображение, внимание, память, мышление). Необходимый для активности уровень
энергетической мобилизации (активации) организма Э. регулируют через
вегетативную нервную систему и ретикулярную формацию, связанные с центральным
нервным субстратом Э. в лимбических структурах мозга. Кроме многочисленных
изменений в состоянии внутренних органов, гладкой и скелетной мускулатуры,
биохимических и электроэнцефалографических процессов, Э. сопровождаются
выразительными движениями в мимике, пантомимике, звуковых реакциях и т.д.,
сложившимися в эволюции как средство внутривидового общения. У человека
природная эмоциональная экспрессия сохраняется как базис, на котором
развиваются более дифференцированные формы выражения Э., специфические для
разных культур.
В.К.
Вилюнас