ЭФФЕКТ НЕДАВНОСТИ — увеличение
вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала по
сравнению со средними элементами ряда. Изучается в контексте исследования
памяти, процессов научения и социальной перцепции. Установлено,
что Э. н. зависит не от длины запоминаемого ряда и темпа его предъявления, а от
характера деятельности, выполняемой непосредственно после предъявления ряда:
если решается задача на обнаружение сигнала, то Э. н. сохраняется (Д. Рейтман),
если же решается вербальная (например, арифметическая) задача, то Э. н.
отсутствует (Л. Петерсон и М. Петерсон). Э. н.
связан с извлечением информации из кратковременной памяти. В случае отсутствия
Э. н. на указанную информацию
накладывается другая сходная информация, поступающая в хранилище
кратковременной памяти. Как и эффект края, Э. н. не имеет однозначной
интерпретации. В социальной психологии Э. н. (известный больше как эффект
новизны) изучается при восприятии людьми друг друга и заключается в том, что по
отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т.е.
более новая, информация о нем, тогда как по отношению к незнакомому человеку
более значима первая информация.
Л.А.
Карпенко