ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ
— более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов
расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами. Изучается в
контексте исследований памяти, процессов научения и социальной перцепции. В многочисленных
исследованиях установлено, что Э. п. зависит от объема запоминаемого материала
и темпа его предъявления: чем длиннее предъявляемый ряд и выше темп его
предъявления, тем меньшее количество первых элементов припоминается; от
организации повторения запоминаемого материала; от наличия в запоминаемом ряду
слов-синонимов или одинаково звучащих слов: их включение приводит к
избирательному снижению Э. п. На Э. п. практически не влияет характер
деятельности, выполняемой непосредственно после предъявления ряда. Э. п.
объясняется тем, что первые элементы ряда в результате большего числа
повторений успевают перейти в долговременную память и
дальнейшее их извлечение оттуда связано с эффективностью их поиска в
хранилище этой памяти. В социальной психологии Э. п. изучается при восприятии
людьми друг друга и касается значимости определенного порядка поступления
информации о человеке для формирования представления о нем.
Л.А. Карпенко