ВООБРАЖЕНИЕ — 1) построение образа
средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) создание
программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) продуцирование
образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) создание
образов, соответствующих описанию объекта. Важнейшее значение В. в том, что оно
позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя
человека в процессе деятельности. Создание с помощью В. модели конечного или
промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. В
представлении ожидаемого результата с помощью В. и состоит коренное отличие
человеческого труда от инстинктивного поведения животных. В. входит в любой
трудовой процесс, является необходимой стороной любой творческой деятельности - художественной, конструкторской, научной. В
процессе деятельности В. выступает в единстве с мышлением. Включение В. или
мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности
проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных
данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется
преимущественно законам мышления; если же эти данные с трудом поддаются
анализу, то действуют механизмы В. Нередко одна и та же задача может быть
решена как с помощью В., так и с помощью мышления. Ценность В. в том, что оно
позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых
для выполнения задачи; однако в данном случае пути решения проблемы нередко недостаточно
точны, нестроги, и в этом ограниченность В. Процессы В. имеют
аналитико-синтетический характер, как и процессы мышления, памяти, восприятия.
Основная тенденция В. - преобразование
представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете
создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. Сущность В., если
говорить о его механизмах, - преобразование
представлений, создание новых образов на основе имеющихся. В. - это отражение реальной действительности в
новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез
представлений в процессах В. осуществляется в различных формах: агглютинация -
соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его
частей; заострение -
подчеркивание каких-либо признаков; схематизация - сглаживание различий
предметов и выявление черт сходства между ними; типизация -
выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его
в конкретном образе. По степени выраженности активности различаются два
вида В.: пассивное и активное. Пассивное
В. характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ,
которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. В. выступает
при этом как замена деятельности, как ее суррогат, с помощью которого человек
отказывается от необходимости действовать. Пассивное
В. может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное В.
наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в
полудремотном состоянии, во сне. Преднамеренное
пассивное В. создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы
способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в процессах В. грез
свидетельствует об определенных дефектах развития личности. Активное
В. может быть творческим и воссоздающим. Творческое В. предполагает
самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах
деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и
иного творчества. Воссоздающее В. имеет в своей основе создание тех или иных
образов, соответствующих описанию. Процесс В. не всегда немедленно реализуется
в практических действиях. Нередко В. принимает форму особой внутренней
деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего, т.е. в
мечтании. Мечта - необходимое условие
преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности,
окончательное завершение которой оказалось отсроченным.
А.В.
Петровский