ВОСПРИЯТИЕ — целостное отражение
предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии
физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с
процессами ощущения В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в
окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или
меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется
мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Следует
различать В., адекватное реальности, и иллюзии.
Решающее значение для проверки и коррекции перцептивного образа (от лат.
perceptio -
восприятие) является включенность В. в процессы практической деятельности,
общения и научного исследования. Возникновение первых гипотез о природе В.
относится к античности. В целом ранние теории В. соответствовали положениям
традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма
в трактовке В. был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым
рефлекторной концепции психики, а с другой -
благодаря работам представителей гештальтпсихологии, показавших обусловленность
наиболее важных феноменов В. (таких, как константность) неизменными отношениями
между компонентами перцептивного образа. Изучение рефлекторного строения В.
привело к созданию теоретических моделей В., в которых важная роль отводится
эфферентным (центробежным), в т.ч. двигательным, процессам, подстраивающим
работу перцептивной системы к характеристикам объекта (А.В. Запорожец, А.Н.
Леонтьев). Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения
глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих
слышимый звук. Динамика процесса опознания в большинстве
случаев адекватно описывается т.н. «законом перцепции» (Н.Н. Ланге):
первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете,
которое затем сменяется более определенным и детальным В. Происходящее на
основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных, систем признаков
опознание осуществляется за значительно более короткое время (порядка долей
секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на которые в
отдельных случаях могут уходить месяцы и годы
(например, формирование навыков чтения). Осуществляемая при опознании благодаря
взаимодействию В. и памяти категоризация предметов, событий и ситуаций близка,
а иногда идентична понятийной категоризации. С процессами мышления В. сближает
также возможность трансформации образа с целью приведения его к виду,
пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто неосознаваемые,
могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. Т.о., В. - не пассивное
копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.
Б.М. Величковский