ВЫБОР — разрешение неопределенности в
деятельности человека в условиях множественности альтернатив. В. на различных
уровнях построения человеческой деятельности реализует детерминацию ее со
стороны субъекта (личности). Исторически проблематика В. разрабатывалась
первоначально в философской антропологии в контексте проблемы свободы воли.
Основная дилемма заключалась в том, дано ли человеку совершать свободные, не детерминированные извне выборы или же его В.
предрешен Божественным провидением, судьбой, либо совокупностью
естественных законов и причинных факторов. Вплоть до начала ХХ в.
детерминистские воззрения безраздельно преобладали. Такое понимание свободы В.
как, например, божественного дара человеку ("по образу и подобию"),
признавало свободный В. в относительных границах. В ХХ
в. получают большее развитие взгляды, допускающие полноценную свободу В.,
естественнонаучным обоснованием которых может служить учение И. Пригожина о
разрывах в детерминации природных процессов (точках бифуркации). Проблема В. в
этике рассматривалась в контексте проблемы разрешения нравственных конфликтов,
борьбы мотивов, добра и зла, возвышенного и низменного в человеке. Предметом
рассмотрения являлся преимущественно осознанный В. при ясном понимании
альтернатив, причем прежде всего с содержательной
стороны: какой В. правилен или оправдан и почему, а какой нет. Этика
нравственного В. внесла определенный вклад в понимание
содержательной логики В. Психология активнее всего изучала В. в
различных вариантах теории принятия решения. В этом контексте В. понимается как
одна из фаз сложного когнитивного процесса, лежащего в основе нахождения и
принятия оптимальных решений. Степень оптимальности В. может быть исчислена
количественно. Предметом рассмотрения в этом подходе обычно выступают условия,
способствующие или препятствующие принятию оптимальной стратегии В. при
минимальном или максимально оправданном риске. Регулирующее влияние личностных
особенностей признается, но сравнительно редко изучается в этом направлении
исследований. В социальной психологии изучение В. связано преимущественно с
проблематикой потребительского и политического поведения. Проблема В. ставится
как проблема факторов, обусловливающих В. того или иного товара или кандидата. Социально-психологические модели В. описывают, как правило,
динамику отношений к различным объектам (социальных установок), трансформацию
знаний и мнений в убеждения и готовность к практическим действиям по
осуществлению сделанного В. Психология личности рассматривает В. не столько как
рациональную стратегию оптимального решения, сколько как личностную готовность
принятия на себя ответственности за последствия своих решений. В крайнем
варианте В. считается истинным лишь постольку, поскольку он не имеет
рационального обоснования (Ф.Е. Василюк). Основная проблема заключается не в В.
лучшего из возможных путей, а в состоянии осуществить сам акт ответственного В.
Бегство от В. является приметой личностной незрелости или невротических
нарушений. Способность и готовность нести бремя В. присущи
зрелой, развитой, автономной личности. Наиболее проработанная теория
личностного В. (Н.Ф. Наумова) рассматривает его как наиболее рациональную
индивидуальную стратегию целеполагания в ситуации неопределенности.
Предпосылкой этой стратегии является обеспеченность индивида ресурсами
(потребностями, ценностями, логиками) для построения альтернатив и возможностей
для их осуществления. Свободный В. предполагает
преодоление ряда ограничений, формально присущих человеческой активности.
Субъект осуществляет свободный В., опираясь на построенные им альтернативы, в
условиях невозможности полного рационального учета всех факторов, активно
оперируя имеющимися в его распоряжении ресурсами, в частности объективным и
субъективным временем. Можно выделить несколько видов, или уровней В.,: 1)
простой В. в ситуации заданности как альтернатив, так и критериев для их
сравнения; 2) смысловой В. в ситуации заданности альтернатив, но необходимости
самостоятельного построения общей системы критериев для их сравнения и решения
задачи на смысл каждой из них; 3) личностный, или экзистенциальный, В. в
ситуации, когда не только критерии предпочтения, но и сами альтернативы не
заданы, а должны быть построены самим субъектом. Теории принятия решения
описывают простой В., социально-психологические модели – смысловой В., теория
Наумовой – личностный В. Экспериментальные исследования и клинический опыт
свидетельствуют о правомерности рассмотрения В., особенно в его высших,
наиболее сложных формах, как особого рода внутренней деятельности, имеющей свою
мотивационно-смысловую и операциональную структуру, инструментальные средства и
динамику формирования и развертывания. В частности, в рамках инструментального
и деятельностного подходов изучалось бросание жребия как средство осуществления
выбора при равноценных альтернативах (Л.С. Выготский), а также отработка
операций выделения сравнения значимости аргументов «за» и «против» при
сравнении многих качественно своеобразных альтернатив (Д.А. Леонтьев, Н.В.
Пилипко).
Д.А. Леонтьев