ВЫБОР разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив. В. на различных уровнях построения человеческой деятельности реализует детерминацию ее со стороны субъекта (личности). Исторически проблематика В. разрабатывалась первоначально в философской антропологии в контексте проблемы свободы воли. Основная дилемма заключалась в том, дано ли человеку совершать свободные, не детерминированные извне выборы или же его В. предрешен Божественным провидением, судьбой, либо совокупностью естественных законов и причинных факторов. Вплоть до начала ХХ в. детерминистские воззрения безраздельно преобладали. Такое понимание свободы В. как, например, божественного дара человеку ("по образу и подобию"), признавало свободный В. в относительных границах. В ХХ в. получают большее развитие взгляды, допускающие полноценную свободу В., естественнонаучным обоснованием которых может служить учение И. Пригожина о разрывах в детерминации природных процессов (точках бифуркации). Проблема В. в этике рассматривалась в контексте проблемы разрешения нравственных конфликтов, борьбы мотивов, добра и зла, возвышенного и низменного в человеке. Предметом рассмотрения являлся преимущественно осознанный В. при ясном понимании альтернатив, причем прежде всего с содержательной стороны: какой В. правилен или оправдан и почему, а какой нет. Этика нравственного В. внесла определенный вклад в понимание содержательной логики В. Психология активнее всего изучала В. в различных вариантах теории принятия решения. В этом контексте В. понимается как одна из фаз сложного когнитивного процесса, лежащего в основе нахождения и принятия оптимальных решений. Степень оптимальности В. может быть исчислена количественно. Предметом рассмотрения в этом подходе обычно выступают условия, способствующие или препятствующие принятию оптимальной стратегии В. при минимальном или максимально оправданном риске. Регулирующее влияние личностных особенностей признается, но сравнительно редко изучается в этом направлении исследований. В социальной психологии изучение В. связано преимущественно с проблематикой потребительского и политического поведения. Проблема В. ставится как проблема факторов, обусловливающих В. того или иного товара или кандидата. Социально-психологические модели В. описывают, как правило, динамику отношений к различным объектам (социальных установок), трансформацию знаний и мнений в убеждения и готовность к практическим действиям по осуществлению сделанного В. Психология личности рассматривает В. не столько как рациональную стратегию оптимального решения, сколько как личностную готовность принятия на себя ответственности за последствия своих решений. В крайнем варианте В. считается истинным лишь постольку, поскольку он не имеет рационального обоснования (Ф.Е. Василюк). Основная проблема заключается не в В. лучшего из возможных путей, а в состоянии осуществить сам акт ответственного В. Бегство от В. является приметой личностной незрелости или невротических нарушений. Способность и готовность нести бремя В. присущи зрелой, развитой, автономной личности. Наиболее проработанная теория личностного В. (Н.Ф. Наумова) рассматривает его как наиболее рациональную индивидуальную стратегию целеполагания в ситуации неопределенности. Предпосылкой этой стратегии является обеспеченность индивида ресурсами (потребностями, ценностями, логиками) для построения альтернатив и возможностей для их осуществления. Свободный В. предполагает преодоление ряда ограничений, формально присущих человеческой активности. Субъект осуществляет свободный В., опираясь на построенные им альтернативы, в условиях невозможности полного рационального учета всех факторов, активно оперируя имеющимися в его распоряжении ресурсами, в частности объективным и субъективным временем. Можно выделить несколько видов, или уровней В.,: 1) простой В. в ситуации заданности как альтернатив, так и критериев для их сравнения; 2) смысловой В. в ситуации заданности альтернатив, но необходимости самостоятельного построения общей системы критериев для их сравнения и решения задачи на смысл каждой из них; 3) личностный, или экзистенциальный, В. в ситуации, когда не только критерии предпочтения, но и сами альтернативы не заданы, а должны быть построены самим субъектом. Теории принятия решения описывают простой В., социально-психологические модели – смысловой В., теория Наумовой – личностный В. Экспериментальные исследования и клинический опыт свидетельствуют о правомерности рассмотрения В., особенно в его высших, наиболее сложных формах, как особого рода внутренней деятельности, имеющей свою мотивационно-смысловую и операциональную структуру, инструментальные средства и динамику формирования и развертывания. В частности, в рамках инструментального и деятельностного подходов изучалось бросание жребия как средство осуществления выбора при равноценных альтернативах (Л.С. Выготский), а также отработка операций выделения сравнения значимости аргументов «за» и «против» при сравнении многих качественно своеобразных альтернатив (Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипко).

Д.А. Леонтьев