ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
— сложные психические
процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению,
опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего
осуществления. В. п. ф. – одно из основных понятий
современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л.С.
Выготским и далее развитое А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Д.Б.
Элькониным, П.Я. Гальпериным и др. Выготский выделял два уровня психических
явлений («натуральные» и «культурные» психические процессы, считая, что первый
детерминирован преимущественно действием генетического фактора, а второй
формируется всецело под влиянием социальных воздействий. Социальные
воздействия определяют способы формирования В. п. ф. и тем самым их
психологическую структуру. Важнейшей характеристикой В. п. ф. является их
опосредствованность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися
продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому
речевое опосредствование В. п. ф. представляет собой наиболее универсальный
способ их формирования. В. п. ф. —
сложные системные образования, качественно отличные от других психических
явлений. Они представляют собой «психологические системы», которые создаются
путем надстройки новых образований над старыми, с
сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого. Основные характеристики В. п. ф. —
опосредствованность, осознанность, произвольность - представляют собой
системные качества, характеризующие В. п. ф. как “психологические системы”.
В. п. ф. как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью
входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются исходная
задача (осознанная цель деятельности) и конечный результат; средства же, с
помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на
разных этапах онтогенеза и при разных способах и путях формирования функции.
Закономерностью формирования В. п. ф. является то, что первоначально они
существуют как форма взаимодействия между людьми (т.е. как интерпсихологический
процесс) и лишь позже —
как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. Превращение
внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит
название интериоризации. Вторая важнейшая черта, характеризующая логику
развития В. п. ф., —
их постепенное “свертывание”, автоматизация. На первых этапах формирования В.
п. ф. представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая
опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти
действия и процессы свертываются, приобретая характер автоматизированных
умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура В. п. ф.
Психофизиологической основой В. п. ф. являются сложные функциональные системы,
включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие
вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую)
организацию. Часть звеньев функциональной системы жестко “закреплена” за
определенными участками мозга, остальные обладают высокой пластичностью и могут
заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональных
систем в целом. Т.о., каждая В. п. ф. связана с работой не одного «мозгового
центра» и не всего мозга как однородного эквипотенциального целого, а является
результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые
структуры принимают дифференцированное участие. Теория В. п. ф. разрабатывается
не только в русле проблем общей психологии, но и при исследовании вопросов
прикладных направлений современной психологической науки. Детская и
педагогическая психология используют представление о В. п. ф. как об одном из
основных при изучении закономерностей развития психических процессов в
онтогенезе, механизмов их управления и формирования. Историческая психология на
базе представлений о социальной обусловленности В. п. ф. анализирует различия в
«культурных» процессах в зависимости от условий жизни и трудовой деятельности
людей. В патопсихологии анализ особенностей нарушений
познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается
на положениях об опосредствованности и системном характере строения В. п. ф. В
современной нейропсихологии понятие В. п. ф. является центральным при анализе
мозговых механизмов различных нарушений психических процессов у больных с
локальными поражениями головного мозга - при диагностировании очага поражения и
определении путей и средств восстановления нарушенных функций. Т.о.,
различные области практического применения теории В. п. ф. подтверждают ее
высокую продуктивность и научную значимость.
Е.Д. Хомская