Духовность — 1)
высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными
мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие
человеческие ценности. Проблема Д. в психологии была поставлена впервые в
описательной или “понимающей” психологии конца XIX — начала ХХ в. (В. Дильтей,
Э. Шпрангер). Представление о Д. тесно связано у Шпрангера с понятием
индивидуальных ценностей. Для духовного внутреннего мира индивидуума характерна
цельность, невыводимая из его отдельных элементов и основанная на смысловых
связях между ними, а также телеологичность (целенаправленность,
интенциональность). В послевоенной психологии проблема Д. рассматривалась в
ряде подходов гуманистической психологии, преимущественно ее трансперсональной
и экзистенциальной ветвей. Общим для многих подходов исследования Д. является:
признание ее связи с надындивидуальными смыслами и ценностями, божественными
или космическими силами. Д. является не структурой, а, наряду со свободой и
ответственностью, способом существования человека, достигшего личностной
зрелости. На уровне Д. на смену иерархии узколичных потребностей, жизненных
отношений и личностных ценностей, определяющих жизнь большинства людей,
приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и трансцендентных
духовных ценностей. Человек перестает быть изолированным индивидом, решающим
эгоцентрические задачи эффективной адаптации к среде, и подключается к
созидательной энергии надындивидуальных общностей или высших сил, выходя за
свои собственные пределы и открываясь взаимодействию с миром на новом уровне.
Таким образом Д. выступает предпосылкой личностной
свободы и автономии. 2) вне теологической трактовки Д. в обыденном сознании
понимается как высокоразвитая форма психического, как высоконравственное начало
в психической жизни, как стремление к идеалу, способность к самоанализу
поступков и переживаний и т.п. В этом случае обычно противопоставляют Д.
(высокую культуру чувств, мыслей и поступков) и бездуховность (их низкую
культуру, приземленность, корыстную направленность и т.п.).
Д.А. Леонтьев, А.В. Петровский