ЗАБЫВАНИЕ — постепенное
уменьшение возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. З. впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), экспериментально
установившим временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного
вербального материала. Последующие исследования показали, что темп З.
зависит от объема запоминаемого материала, от его содержания и степени его
осознанности, от сходства запоминаемого и интерферирующего материала, от
степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность
субъекта и т.д. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что
он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для
субъекта содержание подвергается качественным изменениям и включается в опыт
субъекта. Согласно интерференционным теориям (Б. Андервуд, 1964; Д. Серасо,
1967), З. представляет собой следствие стирания следа памяти под влиянием
проактивной и ретроактивной интерференции. По Р. Аткинсону (1968),
долговременная память вечна, а З. происходит следующим образом: ключом для
припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря
которому активизируются соответствующие поисковые наборы в хранилище
долговременной памяти; неадекватный же выбор пробной информации и последующее
неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала
порождает большие поисковые наборы) и приводят к эффекту З.
Но и эта теория уязвима, так как не объясняет всех феноменов З. В отечественной
психологии перспектива создания психологической теории памяти, объясняющей
феномены З., была связана не с традиционной доктриной следов, а с
представлением о памяти как действии в собственном
смысле слова.
Л.А. Карпенко