ЗАВИСТЬ
— 1) одно из негативных чувств человека, вызванное раздражением и
неудовольствием успехами и благополучием других людей; 2) проявление мотивации
достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении
социальных благ (материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств и пр.)
воспринимаются субъектом как угроза ценности Я и сопровождаются аффективными
переживаниями и действиями. В состоянии З.
человек воспринимает чью-то удачу или успехи на любом поприще как обидную
несправедливость по отношению к себе, как угрозу своему статусу, как снижение
ценности или даже обесценивание своего Я. Подобно другим психическим состояниям
З. может быть осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемая (или вытесняемая)
З., маскируясь под "плохое настроение", недовольство жизнью,
раздражительность, депрессию и другие симптомы, лежит в основе многих неврозов,
личных и семейных драм, «немотивированных» поступков и действий людей. В любом
обществе З. социально осуждаема, поэтому осознаваемая
З. сопровождается для человека чрезвычайно неприятными и мучительными
переживаниями, вызывая стремление избавиться от них. Чаще всего в реальной
социальной жизни преодоление З. идет по двум сценариям: 1) позитивному
(конструктивному), при котором человек нравственный способен справиться со
своими негативными чувствами, более того – признание чужих успехов может
послужить соревновательным стимулом для его собственных творческих достижений
(т.н. белая зависть); 2) негативному (деструктивному), при
котором человек слабый, духом, стремясь любым способом избавиться от
мучительного состояния, прибегает к попытке уничтожить источник своей З.
Предпринимаемые в таком случае действия ведут либо к аутоагрессии
("самоедству", агрессии, направленной на себя, поскольку моральные
запреты не позволяют человеку выплеснуть раздраженность ситуацией на других),
либо к агрессии, направленной вовне, когда проявляется стремление уничтожить
источник мучительных переживаний. Уничтожение может
быть символическим (ритуальным), психологическим (через унижение или принижение
соперника), физическим («устранение с дороги», разорение и т.п. действия) и
фатально–биологическим (устранение через убийство). Любое из этих деяний
ведет к разрушению и деградации личности, поскольку у такого индивида нет
духовной самозащиты из-за несформированного нравственного чувства и отношений
гуманности.
В.В. Абраменкова, Л.А. Карпенко