ЗАПОМИНАНИЕ
— удержание материала в памяти. З. – важнейшее условие последующего
восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность З. определяется в первую
очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В
зависимости от места процессов З. в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное З. В случае непроизвольного З.
человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные
с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В
результате З. носит относительно непосредственный характер и осуществляется без
специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного
применения каких-либо мнемонических приемов. Вместе с тем зависимость З. от целей
и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае. Как
показали исследования (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов), непроизвольное З.
оказывается значительно более успешным, чем когда запоминаемый материал входит
в содержание цели выполняемого действия. Важную роль играет и специфика
решаемой задачи: ориентировка на смысловые, семантические связи ведет к более
глубокой обработке материала и более продолжительному
непроизвольному З. Произвольное З. является
специальным действием, конкретная задача которого – запомнить точно, на
максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или
просто узнавания – определяет выбор способов и средств З., а тем самым влияет и
на его результаты. Типичным для этого вида З. является сложное
опосредствованное строение. К числу обычно используемых способов произвольного
З. относятся составление предварительного плана, выделение смысловых опорных
пунктов, семантическая и пространственная группировка материала, представление
материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение его с уже
имеющимися знаниями. При прочих равных условиях произвольное
З. продуктивнее непроизвольного, обеспечивает большую систематичность,
сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом. Важную
роль среди механизмов З. играет повторение. Продлевая эффективную длительность
воздействия информации, оно служит средством развития высших социализированных
форм памяти, прежде всего произвольного З. Вместе с тем исследования
показывают, что повторение не является безусловно
необходимым для долговременного З., в частности его роль существенно снижается
при З. жизненно важного материала и сведений, несущих для индивида большую
смысловую нагрузку.
Б.М. Величковский