ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ (психических процессов) — характерные особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающих каждого человека от других людей. И.-п. р.- объект дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Общепсихологические закономерности проявляются в деятельности через И.-п. р., характеризуют широкий континуум психических процессов и свойств. Своеобразие индивидуальных психологических проявлений отмечено, например, в чувствительности и абсолютных порогах ощущений, времени реакции, восприятии , внимании, памяти, креативности, эмоциональности, а также в стиле деятельности. Интегративные унитарные особенности личности, такие как направленность интересов, иерархия мотивов и потребностей, способности, темперамент и характер, также обладают интериндивидуальными вариациями. И.-п. р. отличаются по индивидуальной стабильности, генотипичности. Они могут изменяться в ходе возрастного развития, в результате обучения и тренировки. Психологические различия могут отражать индивидуальные особенности человека, то есть, такие его свойства, которые четко отличают индивида от других людей. Они могут быть устойчивы и существенны для целого континуума обстоятельств деятельности (например, черты характера), или могут быть существенны лишь для определенных условий ( как сила нервной системы в экстремальных ситуациях), или могут оказаться совсем несущественными для целостной характеристики личности. Интериндивидуальные вариации комплексов психологических различий могут соотноситься со свойствами индивида как при родными, индивидуально-стабильными, конституциональными, генотипическими характеристиками, составляющими важный компонент внутренних условий взаимодействия человека с миром. Стабилизация развития деятельности (монотония, экстремальность), если человек не применяет специальные методы саморегуляции, приводит к превалированию " жестких звеньев" в строении функциональных систем. Такого рода деятельность предъявляет высокие требования к психофизиологической организации индивида, а соответствующие профессии предполагают профотбор и профподбор по свойствам индивидуальности. Своеобразие отдельного индивида не исключает наличие у него определенных типических черт. Групповые и типические черты - предмет научного анализа дифференциальной психологии и психофизиологии. Экспериментальное изучение И.-п. р. начато в работах Ф. Гальтона и А. Бине. Различные варианты типологи ческих схем выдвигались разными учеными на основе подчас вариативных ситуативных характеристик. Существует труднообозримое количество типологических концепций, обосновывающих дифференциацию таких групп людей, как объективные и субъективные(Бине и др.), рационалисты и эмпирики (В. Джемс), " глубоко-узкие" и" мелко-широкие" (Г. Гросс), теоретические, экономические, эстетические, социальные, политические, религиозные ( Э. Шпрангер), шизотимы и циклотимы (Э. Кречмер), висцеротоники, соматотоники, церебротоники ( У. Шелдон), экстраверты и интроверты (К.Г. Юнг), холерики, меланхолики, сангвиники, флегматики (Гиппократ, И.П. Павлов -см. термин "темперамент") и др. В психологическом словаре А. Пьерона дается характеристика 56 различных типов. Большинство этих типологий представляет теперь лишь исторический интерес. Значительное место в учении об И.-п. р. занимают дореволюционные работы А.Ф. Лазурского в области характерологии и классификации личностей. Проблемы детерминации И.-п. р. затрагивает разработанная А. Адлером индивидуальная психология как направление психоанализа. Указанная теория исходит из допущения формирования структуры личности в раннем возрасте (до 5 лет) в виде особого "стиля жизни", который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за неразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое складываются его цели. Личность развивается нормально, когда эти цели реалистичны. Невротическое и асоциальное развитие личности Адлер связывает с фиктивными целями. Механизмы компенсации и сверхкомпенсации связан с возникающим на ранних стадия развития личности конфликтом между природным социальным чувством и ощущением неполноценности. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими людьми, рождает отклонения от социально принятых норм поведения. Таким образом, концепция Адлера обосновывает предопределенность психического развития, которое мыслится телеологически как реализующее цели, первично заложенные в глубинах И.-п. р. личности. Изучение природно-типологических задатков И.-п. р. в отечественной дифференциальной психологии и психофизиологии велось прежде всего в работах школы Б.М. Теплова, В.Д. Небылицы на, которые отправлялись от идей И.П. Павлова об основных свойствах нервной системы. Широко известные психофизиологические работы этого направления о физиологическом содержании, структуре и психологических проявлениях основных свойств нервной системы ( Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын ; К.М. Гуревич, 1970 и др.) являлись не самоцелью, а этапом изучения индивидуальности, целостность которой раскрывается в единстве индивидных и личностных свойств в деятельности. Данный контекст исследований И.-п. р. требует реализации эволюционно-системного подхода к их изучению, где психофизиологический уровень индивидуальности является референтным для экспериментального изучения обобщенных характеристик психических процессов и свойств. При этом данный уровень опосредует влияние генотипа на психику, обладая выраженными кумулятивными качествами (Б.Ф. Ломов, 1984), включает типологически важную непроизвольную составляющую произвольной активности). Отечественными психологами проведены углубленные исследования И.-п. р. в индивидуальном стиле деятельности как устойчивых стратегиях взаимодействия человека с миром и другими людьми ( В.С. Мерлин, 1986; и др.). Надситуативный стиль деятельности может являться механизмом гармоничного взаимодействия внешних причин и внутренних условий индивидуальности в ходе развития деятельности. Он позволяет людям, обладающим противоположными свойствами индивидуальности (разных "полюсов" И.-п. р.), достигать высоких социально-значимых результатов (Н.С. Лейтес, 1960 и др.). Эти материалы опровергают представления о фатальной предопределенности И.-п. р. В действительности И.- п.р., имея своей природной предпосылкой особенности психофизиологической организации индивида, формируются и развиваются в ходе жизнедеятельности, в ходе воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Однако, стабилизация развития деятельности способствует возможности детерминистических воздействий индивидуально-обобщенных свойств индивида на сколь угодно важные особенности психических процессов. При этом, высокая эффективность деятельности достигается гармоничным сочетанием разнообразных индивидуальных особенностей человека в такого рода "жестких" функциональных системах - "экологических нишах" индивидуальности (Т.Ф. Базылевич., 1995). Здесь недостатки одних свойств компенсируются преимуществами других, например, низкая чувствительность может дополняться высокой функциональной выносливостью, работоспособностью нервной системы (В.Д. Небылицын, 1966). Отсутствие же гармонии природного с социальным и средовым способствует возникновению у человека состояний напряженности, психического насыщения и перенасыщения, а также отрицательным эмоциям, сопровождающим жизнедеятельность, что- в комплексе - ведет к снижению темпов психического развития. Несопряженное взаимодействие свойств и качеств разных уровней функциональных систем препятствует формированию способностей и результативности действий личности. Следствием реализации в деятельности данного неблагоприятного для человека сочетания свойств и качеств индивидуальности является неудовлетворенность личности своей жизнью, что непосредственно отражается в психосоматике. И.-п. р., установленные с помощью тестов в кратковременных диагностических процедурах, не могут прогнозировать долговременное развитие человека, поскольку часто отражают вербализованные рационализации человеком своих апперцепций, ситуативные и вариативные признаки психологических процессов. И.-п. р., характеризующие сущностные типологические черты человека, его многогранную индивидуальность, требуют многостороннего системного изучения. Проблемы И.-п. р. имеют не только теоретическое, но и важное практическое значение. Знание законов формирования и развития И.-п. р. прежде всего необходимо для разработки научных основ индивидуального подхода в обучении и воспитании, в решении вопросов профпригодности и профориентации, для профилактики и психотерапии психосоматических расстройств.

Т.Ф. Базылевич