Инсайт [англ. insight – понимание] — внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.
Понятие «И.» введено гештальтпсихологией. В
работе немецкого психолога В. Кёлера (1930) об интеллекте человекообразных
обезьян оно было противопоставлено бихевиористскому представлению о постепенном
и «слепом» научении, осуществляющемся методом проб и ошибок, а в исследованиях
немецких психологов М. Вертгеймера и К. Дункера применено также и к описанию
мышления человека и истолковано как особый акт, противопоставленный другим
интеллектуальным операциям. Впоследствии понятие «И.» приобрело ключевое
значение в процессе психологического изучения научного творчества. В этом
контексте и. — одна из основных
стадий индивидуального творческого мышления, впервые описанная Г. Уоллесом
(1926), расчленившим творческий процесс на стадии подготовки, инкубации, И. (озарения)
и проверки найденного решения. И. представляет собой попадание решения,
найденного в процессе бессознательной мыслительной работы, в фокус сознания.
Сознание в этот момент обычно отвлечено от решаемой проблемы, его
направленность, как правило, не совпадает с ориентацией бессознательного
решения, и поэтому найденное решение всплывает в сознании внезапно,
сопровождаясь интуитивной уверенностью в его правильности и эмоциональной
активацией. Наиболее яркие примеры И. дает история науки — открытия Архимеда,
Ньютона, Пуанкаре и др., осуществленные в виде внезапного усмотрения решений,
приходивших к ученым в самых неожиданных ситуациях (соответственно, под
яблоней, в ванной, на подножке автобуса). Существование в структуре творческого
процесса стадии И. рассматривается как одно из главных свидетельств тесной
связи творчества с бессознательным мышлением.
А.В. Юревич