ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ [лат. inter — между, ferens (ferentis) — несущий]ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект. И. изучается в контексте исследований памяти, процессов научения (в связи с проблемой навыка). В зависимости от последовательности заучиваемого и интерферирующего материала различают ретроактивную И. и проактивную И. В зависимости от характера интерферирующего материала выделяют вербальную И., моторно-акустическую И., зрительную И. и т.д. В экспериментах интерферирующее влияние одного материала на другой выявляется либо в уменьшении объема и ухудшении качества воспроизводимого материала, либо в увеличении времени, необходимого для решения задачи, как это имеет место при селективной И. Понятие об И. лежит в основе ряда психологических теорий забывания. Наиболее распространенная точка зрения объясняет И. исходя из рефлекторной теории И.П. Павлова. Согласно французскому психологу М. Фуко (1928), интерферирующее воздействие материала на ответы вызывается прогрессивным (для проактивной И.) или регрессивным (для ретроактивной И.) внутренним торможением.

Л.А. Карпенко