ИНТУИЦИЯ [лат. intueri — пристально, внимательно смотреть] способность сознания непосредственно постигать предмет познания без опосредствующего влияния знаково-символического и доказательно-логического инструментария. Традиционно интуиция противополагается дискурсу, т.е. выводному, доказательно-опосредствованному пути получения знания. Жесткое разведение интуиции и дискурса, критическая оценка возможностей логического мышления характерны в основном для религиозно-мистических учений. В рамках европейской философии наиболее последовательная попытка рассмотреть интуицию в качестве основной способности сознания была предпринята в интуитивизме А. Бергсона. В истории отечественной мысли оригинальные и глубокие взгляды на сущность интуитивного знания развивали С.Л. Франк и Н.О. Лосский. В большинстве философских и психологических концепций различия между непосредственными и опосредствованными путями получения знания не абсолютизируются, хотя сам факт мгновенного озарения, инсайта, творческого откровения не вызывает сомнений. В результате таких прозрений, чаще всего неожиданных для него самого, человек обретает решение долго мучившей его проблемы; находит верный выход из жизненной коллизии; создает художественные шедевры; проникает в сокровенные глубины психического мира чужого и собственного Я; а иногда вообще рождается как бы заново, обретая новый смысл и цель личного бытия. Акт интуитивного понимания зачастую происходит столь быстро и внезапно, а эмоционально переживается настолько возвышенно и остро, что индивид ощущает собственное Я как бы вышедшим за пределы его физического тела и растворившимся в постигаемой предметности, переживает т.н. состояние экстаза, или творческого восторга. Иногда наоборот: спонтанно и мгновенно обретаемое просветление производит впечатление, будто ключевая мысль, образ или формула приходят извне, словно посылаются кем-то свыше т.н. нисхождение благодати, особенно свойственное психологии верующего человека. Многочисленные свидетельства подобного рода можно найти не только в религии, но в истории науки и техники, в дневниках художников и поэтов, в письменных и устных рассказах общественных деятелей и самых простых людей, подчас далеких от всякой творческой деятельности. О значении интуиции в их собственном творчестве писали ученые – А. Пуанкаре и А. Эйнштейн, философы – Я. Беме и В.С. Соловьев, психолог К.Г. Юнг, врач С.П. Боткин, музыкант Д. Тартини. Разнообразие интуитивного опыта столь велико, что с трудом поддается научной типизации. В историко-философской и историко-психологической традиции выделяют чаще всего следующие разновидности И.: чувственную, эмоциональную, интеллектуальную и мистическую. Чувственная И. трактовалась и трактуется по-разному. В эмпиристской традиции, видевшей главный источник знания в опыте, она нередко отождествлялась с формами непосредственного чувственного отражения предмета в ощущениях и восприятиях. Такой взгляд можно назвать наивно-сенсуалистическим, ибо в настоящее время доказан факт глубокой социокультурной обусловленности чувственного опыта человека. Иногда чувственную И. связывают со способностью сознания непосредственно воспринимать и переживать художественные образы и смыслы, как бы растворяться в предмете эстетического созерцания. Наконец, в восточных психотехниках (например в буддийской йоге) под непосредственным чувственным познанием понимают особый этап медитации, когда адепт освобождает свою чувственность от всех культурно-рациональных опосредствующих установок и обретает дар видения вещей мира такими, какие они есть на самом деле без всяких субъективистских наслоений и домыслов. Такая непосредственная очевидность именуется в восточной психотехнике праджня-И. Эмоциональная И. (или эмпатия) рассматривается как непосредственное «вхождение» в эмоционально-психологическое состояние другого человека без опоры на традиционные знаковые средства коммуникации. Каждому понятны ситуации молчаливого понимания, сочувствия другому, особенно близкому человеку. Здесь происходит как бы «резонансная» бессознательная «настройка» собственного Я на «тембр» звучания другой души, обеспечивающая тончайшее межсубъектное взаимопонимание. Вместе с тем каждому знакомо и чувства антипатии, дискомфорта, полной эмоциональной «нестыковки» с каким-то человеком. В его обществе ощущаешь себе скованно, неловко, неуютно. Некоторые люди обладают обостренной эмоциональной И. Феномены праджня-И. и эмпатии представляют особо сложные объекты научно-психологического исследования, поскольку чаще всего невоспроизводимы в лабораторных условиях, проявляются ситуативно и сложны для описания средствами традиционного научного языка. Понятие интеллектуальной И. разрабатывалось преимущественно в рамках рационалистических традиций. Ее классическое понимание восходит к Р. Декарту. Для него И. есть "понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим". Посредством интеллектуальной И. субъект непосредственно усматривает исходные общие начала и идеи, способные выступить в качестве достоверных оснований последующего дискурсивного вывода. Ссылки на феномен интеллектуальной И. особенно характерны для представителей дедуктивных наук, в частности для такого направления в математике и логике как интуиционизм (Э. Брауер, Г. Вейль, А. Гейтинг). Здесь И. трактуется как непосредственная очевидность элементарных логико-математических суждений типа "А = А", отношений типа "больше – меньше". Одним из интуитивно ясных математических конструктов интуиционисты считали развертывающийся ряд натуральных чисел 1, 2, 3, 4... В гештальтпсихологии под интеллектуальной И. (инсайтом) понимался ключевой момент решения мысленной задачи посредством ее целостного структурного схватывания. Наконец, мистическая И. интерпретируется в различных религиях и мистических доктринах как слияние индивидуального сознания со сверхчувственной и сверхразумной основой мироздания (Богом, Мировой Душой, единой психоматерией и т.д.). В акте мистического озарения человек получает, по выражению Н.О. Лосского, знание о "сверхвременных и сверхпространственных" началах бытия, невыразимое ни в каком земном слове. По единодушному утверждению мистиков всех религий, подобный внутренний опыт находится за пределами рационального мышления, и его содержание не может быть передано сознанию другого человека. Не случайно в отдельных доктринах дар мистической И. относится к разряду сверхсознательных познавательных способностей. Современные научные исследования И. позволяют, с одной стороны, существенно демистифицировать феномен непосредственных форм получения знания, а с другой – показать их внутреннюю соотнесенность с логическим мышлением. Так, экспериментально-психологические данные свидетельствуют, что интуиция и дискурс связаны между собой как в структурном, так и в функциональном планах. Многие научные открытия, субъективно переживавшиеся учеными как мгновенное озарение, на самом деле включали в себя ряд последовательных линейно-логических шагов, которые могут быть объективно установлены в историко-научных исследованиях. Это дает возможность говорить о существовании определенной "логики научного открытия" в целом и логических механизмах в структуре самой И., которые носят латентный, "свернутый" характер. Подобные факты дают основание ряду исследователей толковать И. всего лишь как неотрефлектированный и "свернутый" дискурс. С другой стороны, несомненна взаимодополнительность опосредствованного и непосредственного видов знания с точки зрения этапов научного творчества. На первом этапе имеет место рациональная постановка проблемы, отбор фактического материала, оценка существующих в науке идей и гипотез. На втором этапе, связанном с муками рождения нового, у творца неожиданно возникает собственная базовая идея, дающая ключ к решению проблемы. Чаще всего она предстает в виде чувственного образа или символа. Наконец, на третьем этапе вновь "включается" логическое мышление, дискурсивно развертывающее и обосновывающее найденное решение. Приблизительно аналогичные этапы характеризуют творчество в искусстве, хотя сама грань между художественным мышлением и интуицией является размытой. В настоящее время в результате бурного развития нейропсихологии и открытия межполушарной асимметрии мозга показана связь феномена И. с синтетической деятельностью правого полушария, оперирующего преимущественно образной информацией. Установлен также факт существенной зависимости интуитивного познания от бессознательных психических процессов, включая не только личный, но и родовой архетипичный опыт. Некоторые эвристические наглядные модели в науке и технике (спираль, древо, крест, кристаллические структуры и т.д.), дающие ключ к рациональному объяснению явлений различной природы, являются одновременно и наиболее распространенными символическими проекциями бессознательных психических переживаний. Отсюда некоторые исследователи делают вывод о существовании фундаментальных структурных законов бытия, в равной мере определяющих и материальные, и идеально-психические процессы, а значит образующих своеобразные "каналы" и "алгоритмы" познавательной деятельности, включая И. В последнее время предпринимаются попытки использовать понятийный аппарат синергетики (науки о самоорганизации открытых нелинейных систем) для объяснения сущности И. С этих позиций акт творческого озарения можно истолковать как своеобразную "точку бифуркации" знания в ситуации неопределенности, когда осуществляется его переход к новой смысловой и логической ценности. Широкие возможности для изучения И. открывает компьютерное моделирование творческой деятельности человека.

А.В. Иванов