КОНТЕКСТ (в психологии) [лат. contextus — тесная связь, соединение] — система внутренних и внешних условий поведения и деятельности, влияющая на особенности восприятия, понимания и преобразования субъектом конкретной ситуации, обусловливающая смысл и значение этой ситуации как целого и ее компонентов. Соответственно, внутренний К. отражает совокупность психофизиологических и личностных особенностей, знаний и опыта действующего субъекта; внешний К. – предметных, социокультурных, пространственно–временных и иных характеристик ситуации. Интеграция множества смыслообразующих К. в психике, сознании и деятельности человека создает неповторимый образ мира и себя в нем, выступает механизмом порождения человеческих индивидуальностей в процессах жизни, профессиональной деятельности и образования. Термин "К." заимствован из языкознания, где означает лингвистическое окружение данной языковой единицы: "Значение знака есть знак, взятый в свете своего контекста" (А.Ф. Лосев). В психологии механизмы контекстного влияния широко привлекаются для понимания содержания всего круга психических явлений – от бессознательного и иллюзий восприятия до творческого мышления, социально-психологических и патопсихологических феноменов. Обогащение слова интеллектуальным и аффективным смыслом (слово приобретает смысл в К. абзаца, абзац – в К. книги, книга – в К. творчества автора) составляет, по Л.С. Выготскому, основной закон динамики значений. Даже в форме письменной речи слово остается в плену у ситуации, в К. действия (Л.Ф. Обухова). Выбор нужного смысла из альтернативных обусловлен как практическим (ситуационным), так и речевым К.; нарушение способности такого выбора служит главным симптомом некоторых форм психических заболеваний (А.Р. Лурия). С помощью К. описывается механизм понимания: как соотнесение данного текста с другими текстами и его переосмысление "в едином К. предшествующего и предвосхищаемого" (М.М. Бахтин); как дифференцировка, анализ вещей, явлений в соответствующих К. качествах, и реализация (синтез) явлений, образующих этот К. (С.Л. Рубинштейн). Благодаря К. человек знает, что ему следует ожидать, и может осмысленно интерпретировать продукты восприятия; поэтому, перед тем как действовать, он стремится собрать как можно больше контекстной информации; чем лучше известно, что произойдет в будущем, тем легче воспринять то, что происходит в настоящем (П. Линдсей, Д. Норман). Целенаправленное поведение без сохранения в памяти К., в котором оно протекает, нарушается, и организм находится во власти мгновенных состояний, которые он не может регулировать (К. Прибрам). Процессы антиципации, предвосхищения будущего предполагают отражение не только отдельных сигналов, но и К., в котором протекает действие (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков). Разрешение проблемной ситуации возможно лишь в результате "отвязки" от ситуационного К. (Ф. Кликс) и прошлого опыта, в котором сложился "широкий репертуар структурированных К. или схем, которые могут быть использованы для характеристики любого знания" (Норман). Предметы и явления даны субъекту не сами по себе, а в том или ином предметном и социальном К., который во многом определяет содержание психического; объяснение любого из них требует изучения как К., в котором оно происходит, так и внутренней природы самого явления (Дж. Брунер). Личность с самого начала необходимо рассматривать в системе общественных отношений, т.е. в социальном К. (Г.М. Андреева). Наиболее убедительно влияние К. на содержание отражаемого проявляется в иллюзиях восприятия. Можно показать рождение любой из них, если на глазах у наблюдателя последовательно изменять окружение воспринимаемой центральной части рисунка. В этом – связь контекстного влияния с тем, которое в гештальтпсихологии обозначается как "фигура и фон", "целое и часть". В психологии выделены семантики, связанные с понятием К. и влияющие на отражение и анализ человеком мира: физического окружения, ситуативная или функциональная, субъективно-психологическая, индивидуальная (Н.Д. Завалишина, Б.Ф. Ломов, В.Ф. Рубахин, Н.Г. Салмина и др.). Понятие К. ввиду его фундаментальности приобретает статус психологической категории наряду с такими понятиями, как образ, мотив, установка и др. Смыслообразующее влияние К. значимо и в процессах образования. Предметный и социальный К. профессионального будущего, задаваемые в вузовском обучении, наполняют познавательную деятельность студентов личностным смыслом, обусловливают развитие не только познавательной, но и профессиональной мотивации. На этой основе строится теория и практика контекстного обучения.

А.А. Вербицкий