ЛЮБОВЬ — 1) высокая степень эмоционально
положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его
в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (Л. к матери, детям,
родине, музыке и т.д.); 2) интенсивное, напряженное и относительно устойчивое
чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и
выражающееся в стремлении быть своими личностнозначимыми чертами
с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого т.о., чтобы
пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности,
напряженности и устойчивости. Чувство Л. имеет глубоко интимный характер и
сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности,
восторга, ревности и др., переживаемыми в зависимости от
индивидуально-психологических особенностей личности. В
качестве родового понятия Л. охватывает достаточно широкий круг эмоциональных
явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и др., – от
сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений до целиком захватывающих
человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной
потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете
продолжение рода, и Л. как высшего чувства, дающего оптимальные возможности
личности быть продолженной, идеально представленной в значимом другом, зачастую
не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило
одной из причин того, что разные философские и психологические направления
допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в Л., сводя ее
к половому инстинкту (Л. как секс), либо отрицая и принижая физиологическую
сторону Л., трактовали ее как чисто духовное чувство (платоническая
Л.). Хотя физиологические потребности и являются предпосылкой
возникновения и поддержания чувства Л., однако в связи с тем, что в личности
человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как
социальное, Л. в своих интимных психологических характеристиках является
общественно-исторически обусловленным чувством, своеобразно отражающим
социальные отношения и особенности культуры, выступающим в качестве
нравственной основы отношений в институте брака. Исследования онтогенеза
и функций Л. показывают, что она играет большую роль в формировании личности и
в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация
потребности в Л. приводит к ухудшению соматического и психического состояний.
Имеется тесная связь индивидуального чувства Л. с традициями и нормами общества
и с особенностями семейного воспитания: обе эти группы переменных являются
источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния. В
психологии предпринимались неоднократные попытки исследования внутренней
структуры Л. в целом и связи отдельных ее компонентов с различными
характеристиками личности. Наиболее важным из полученных результатов является
установление связей между способностью к Л. и отношением субъекта к самому
себе. Этот и ряд других аналогичных фактов, а также роль Л. в создании семьи
делают проблематику Л. исключительно важной для психотерапии и психологического
консультирования, для воспитания и самовоспитания личности.
А.В. Петровский