ДИСКУРС (речь, текст) [лат. discursus – рассуждение, довод, аргумент] —– новое направление лингвистических исследований, изучение речи в совокупности с экстралингвистическими (прагматическими, социокультурными, психологическими и др.) факторами, в отличие от традиционной «объективной» лингвистики. Понятие Д. предложено в 1970-е гг. Анализ Д. представляет собой междисциплинарную область знания, пользующуюся лингвистическим инструментарием, но ориентирующуюся на традицию психологических (в т.ч. психоаналитических), этнокультурных, семиотических, социологических и др. исследований речи.

Когда говорят о Д., то имеют в виду либо речь, «погруженную в жизнь», текст, взятый в событийном аспекте (Н.Д. Арутюнова); либо речь, «присваиваемую говорящим» (Э. Бенвенист, ср. также нарратив); либо специфический способ, специфические правила речевой деятельности (И.П. Ильин); и т.д. В последнем случае понятие Д. близко к понятию «стиля», «идиостиля», «языка в языке»: «Д. Цветаевой», «политический Д.».

При изучении речи как Д. внимание исследователя обращено на выявление «подводной части айсберга» (ван Дейк) – имплицитных внеязыковых категорий, скрытых «за» фасадом речи. Например, анализ начальной фразы «Пиковой дамы» А.С. Пушкина («Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова») позволяет обнаружить подразумеваемое «мы». Из этого следует, что повествователь, от лица которого ведется рассказ, принадлежит к кругу играющих (В.В. Виноградов). Д.-анализ направлен на получение внеязыковых сведений о семантике текста: информации об условиях производства и восприятия сообщения, об установках участников коммуникации, их подлинных (в отличие от декларируемых) целях, об «образе читателя», на которого ориентировался автор, о специфике «культурного знания» той или иной эпохи, «историческом бессознательном» (М. Фуко) и т.п. Результатом Д.-анализа является экспликация когнитивного, социального и др. «измерений» речевого взаимодействия.

С.А. Шаповал