ДИСКУРС
(речь, текст) [лат. discursus – рассуждение, довод,
аргумент] —– новое направление лингвистических исследований, изучение речи в
совокупности с экстралингвистическими (прагматическими, социокультурными,
психологическими и др.) факторами, в отличие от традиционной «объективной»
лингвистики. Понятие Д. предложено
в 1970-е гг. Анализ Д. представляет собой междисциплинарную область знания,
пользующуюся лингвистическим инструментарием, но ориентирующуюся на традицию
психологических (в т.ч. психоаналитических), этнокультурных, семиотических,
социологических и др. исследований речи.
Когда говорят о Д., то имеют
в виду либо речь, «погруженную в жизнь», текст, взятый в событийном аспекте
(Н.Д. Арутюнова); либо речь, «присваиваемую говорящим» (Э. Бенвенист, ср. также
нарратив); либо специфический способ, специфические правила речевой
деятельности (И.П. Ильин); и т.д. В последнем случае понятие Д. близко к
понятию «стиля», «идиостиля», «языка в языке»: «Д. Цветаевой», «политический
Д.».
При изучении речи как Д. внимание исследователя обращено на выявление
«подводной части айсберга» (ван Дейк) – имплицитных внеязыковых категорий,
скрытых «за» фасадом речи. Например, анализ начальной фразы «Пиковой дамы» А.С.
Пушкина («Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова») позволяет
обнаружить подразумеваемое «мы». Из этого следует, что повествователь, от лица
которого ведется рассказ, принадлежит к кругу играющих (В.В. Виноградов). Д.-анализ направлен на получение внеязыковых сведений о семантике
текста: информации об условиях производства и восприятия сообщения, об
установках участников коммуникации, их подлинных (в отличие от декларируемых)
целях, об «образе читателя», на которого ориентировался автор, о специфике
«культурного знания» той или иной эпохи, «историческом бессознательном» (М.
Фуко) и т.п. Результатом Д.-анализа является экспликация когнитивного,
социального и др. «измерений» речевого взаимодействия.
С.А. Шаповал