Знак — предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Наука о З. — семиотика, возникшая во второй половине XIX — начале ХХ в., связанная с именами Ч. Пирса, Ч. Морриса, Ф. де Соссюра, Г. Фреге, Р. Карнапа и др. и традиционно подразделяемая на прагматику (изучает отношение З. к человеку), семантику (исследует отношение З. к значению) и синтаксис (рассматривает отношение З. к З. на абстрактном уровне). Непосредственно связана с логикой, лингвистикой, культурологией, социологией и др. Психологический анализ принято относить к прагматике. Психологи изучают З. общения, прежде всего естественные (в отличие от искусственных — математических, астрономических и т.д.) З., в т.ч. язык. Выделяются несколько видов З. Согласно швейцарскому языковеду Ф. де Соссюру, З. есть имеющее структуру целое, состоящее из означаемого и означающего, связь между которыми фиксируется обществом и не зависит от “вещества” и формы З. и предмета. В различных психологических теориях предложены разные интерпретации З.: З. — стимул в схеме “стимул – реакция” у бихевиористов; З. — символ, носитель бессознательных влечений, — в психоанализе; З. — сигнал, носитель социальных отношений, — в символическом интеракционизме. Особенно велика и многозначна смысловая роль З. в когнитивной психологии в связи с исходной для нее компьютерной метафорой, т.е. аналогией между строением психики человека и информационно-логическими и вычислительными устройствами, созданными с целью получения, хранения, переработки и передачи знаковой информации. В отечественной психологии З. играет большую роль в культурно-исторической теории развития психики.

Л.А. Радзиховский