Знак —
предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса.
Наука о З. — семиотика, возникшая во второй половине XIX —
начале ХХ в., связанная с именами Ч. Пирса, Ч. Морриса, Ф. де Соссюра, Г.
Фреге, Р. Карнапа и др. и традиционно подразделяемая на прагматику (изучает
отношение З. к человеку), семантику (исследует отношение З. к значению) и
синтаксис (рассматривает отношение З. к З. на абстрактном уровне).
Непосредственно связана с логикой, лингвистикой,
культурологией, социологией и др. Психологический анализ принято относить к
прагматике. Психологи изучают З. общения, прежде всего естественные (в отличие
от искусственных — математических, астрономических и
т.д.) З., в т.ч. язык. Выделяются несколько видов З. Согласно швейцарскому
языковеду Ф. де Соссюру, З. есть имеющее структуру целое,
состоящее из означаемого и означающего, связь между которыми фиксируется
обществом и не зависит от “вещества” и формы З. и предмета. В различных
психологических теориях предложены разные интерпретации З.: З. — стимул в схеме
“стимул – реакция” у бихевиористов; З. — символ, носитель бессознательных
влечений, — в психоанализе; З. — сигнал, носитель социальных отношений, — в символическом интеракционизме. Особенно велика и
многозначна смысловая роль З. в когнитивной психологии в связи с исходной для
нее компьютерной метафорой, т.е. аналогией между строением психики человека и
информационно-логическими и вычислительными устройствами, созданными с целью
получения, хранения, переработки и передачи знаковой информации. В
отечественной психологии З. играет большую роль в культурно-исторической теории
развития психики.
Л.А. Радзиховский