НАРРАТИВ [лат. narrare – языковый акт, т.е. вербальное изложение – в отличие от представления] — рассказывание историй, пересказ, несобственно-прямое говорение; в психотерапии – рассказы пациентов о личной истории. Термин «Н.» заимствован из историографии, а именно из концепции «нарративной истории» А. Тойнби, согласно которой смысл исторического события не столько существует «объективно», сколько возникает в контексте рассказа о событии и имманентно связан с личностной интерпретацией. Большое влияние на исследование Н. оказали работы М.М. Бахтина о «чужом слове», о речевых жанрах и др. В Н. в виде «авторассказа» лингвистически закреплена «социально сконструированная» личность (Б. Слугоский, Дж. Гинзбург); кроме того, Н. всегда может быть рассказан по-иному; отсюда вытекает постановка ряда исследовательских психологических задач: выявление взаимоотношения между Н. и действительностью; обнаружение моделей, принимаемых для «руководства действиями»; анализ «модуса самоосмысления и самопонимания» (Дж. Брунер); определение этапа формирования психосоциальной идентичности (Э. Эриксон) и др.

Для концепции Н. в постмодернизме значима идея «привнесенности» смысла, принципиальной открытости, бесконечности наррации (множественность пере-пересказов) и произвольность читательской центрации и семантизации. Можно отметить сходство с заявленной еще в 1920-е гг. концепцией библиопсихологии: «Каждый считает содержанием данной книги то самое, что в нее сам вкладывает, ей приписывает, т. е. свою собственную проекцию этой книги» (Н.А. Рубакин). Понятия Н. и дискурса в ряде концепций синонимизируются, в других же подчеркивается, что исследования в области нарративистики позволяют описать феномен «Человека Рассказывающего» и выявить некоторые константы культуры. В настоящее время Н. постулируется как новая парадигма гуманитарной науки в целом: «это имя некоторого ансамбля лингвистических и психологических структур, передаваемых культурно-исторически, ограниченных уровнем мастерства каждого индивида и смесью его или ее социально-коммуникативных способностей с лингвистическим мастерством» (Й. Брокмейкер, Р. Харре).

С.А. Шаповал