НАРРАТИВ
[лат. narrare – языковый акт, т.е. вербальное изложение – в отличие
от представления] — рассказывание историй, пересказ, несобственно-прямое
говорение; в психотерапии – рассказы пациентов о личной истории. Термин «Н.» заимствован из историографии, а именно из
концепции «нарративной истории» А. Тойнби, согласно которой смысл исторического
события не столько существует «объективно», сколько возникает в контексте
рассказа о событии и имманентно связан с личностной интерпретацией. Большое
влияние на исследование Н. оказали работы М.М. Бахтина о «чужом слове», о
речевых жанрах и др. В Н. в виде «авторассказа» лингвистически закреплена
«социально сконструированная» личность (Б. Слугоский, Дж. Гинзбург); кроме
того, Н. всегда может быть рассказан по-иному; отсюда вытекает постановка ряда
исследовательских психологических задач: выявление взаимоотношения между Н. и
действительностью; обнаружение моделей, принимаемых для «руководства
действиями»; анализ «модуса самоосмысления и самопонимания» (Дж. Брунер);
определение этапа формирования психосоциальной идентичности (Э. Эриксон) и др.
Для концепции Н. в
постмодернизме значима идея «привнесенности» смысла, принципиальной открытости,
бесконечности наррации (множественность пере-пересказов)
и произвольность читательской центрации и семантизации. Можно отметить сходство
с заявленной еще в 1920-е гг. концепцией библиопсихологии: «Каждый считает
содержанием данной книги то самое, что в нее сам вкладывает, ей приписывает, т.
е. свою собственную проекцию этой книги» (Н.А. Рубакин). Понятия Н. и дискурса
в ряде концепций синонимизируются, в других же подчеркивается, что исследования
в области нарративистики позволяют описать феномен «Человека Рассказывающего» и
выявить некоторые константы культуры. В настоящее время Н. постулируется как
новая парадигма гуманитарной науки в целом: «это имя некоторого ансамбля
лингвистических и психологических структур, передаваемых культурно-исторически,
ограниченных уровнем мастерства каждого индивида и смесью его или ее
социально-коммуникативных способностей с лингвистическим мастерством» (Й.
Брокмейкер, Р. Харре).
С.А. Шаповал