РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Р. д., трактуемая в контексте теории А.Н. Леонтьева, рассматривается как самостоятельный вид деятельности, что предполагает фиксирование всей полноты ее психологического содержания (т.е. предмета, средств, способов, продукта и результата) и процессуальности (или фазности)  этой деятельности. По предложенному И.А. Зимней определению (1985), - Р.д. есть активный, целенаправленный, мотивированный процесс выдачи и (или) приёма сформированной и сформулированной, посредством языка, мысли (волеизъявления, выражения чувств) направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения. Р. д. реализуется такими видами, как говорение, слушание, чтение, письмо, думание и специфическим видом – переводом. Источником  Р.д., во всех её видах, является коммуникативно-познавательная потребность, которая, находя себя в предмете речевой деятельности – мысли, становится внутренним мотивом этой деятельности. Процессуально деятельность включает три фазы: побудительно-мотивационную, ориентировочно-исследовательскую и исполнительную. Психологическое содержание включает такие его элементы, как: предмет, средства, способы, продукт, результат. Предмет рассматривается в качестве основного элемента содержания деятельности. Он определяет и сам характер деятельности, ибо «по различию предметов различаются отдельные виды деятельности» (А.Н. Леонтьев, 1959). В предмете «находит себя», или «опредмечивается» в нем, потребность деятельности. Предмет Р.д. идеален – это мысль как форма отражения предметов и явлений действительности в их связях и отношениях. В выражении мысли реализуются говорение и письмо, в воссоздании чужой заданной мысли осуществляется цель слушания и чтения. Если в качестве предмета Р.д. рассматривается мысль, то язык или языковая система являются средством существования, формирования и выражения этой мысли. Это лексические, грамматические, фонетические и др. языковые средства. Наряду со средствами речевой деятельности выделяется способ формирования и формулирования мысли, который определяется З. как речь. В таком рассмотрении речь не есть процесс общения, речь не есть говорение, речь – это способ формирования и формулирования мысли в самом процессе реализации этой деятельности. Выбор способа формирования и формулирования мысли (сознательный или интуитивно реализуемый в процессе общения) зависит от: а) условий общения (формы и позиционно-ролевых отношений); б) индивидуальных особенностей самого субъекта деятельности и в) культурно-исторических, этно-социокультурных традиций языкового коллектива, к которому принадлежит данный человек. В зависимости от формы общения могут быть определены три способа: 1) внутренний (в общении с самим собой); «включается» в слушание, чтение и думание; 2) внешний устный (в общении с присутствующим партнером); «включается» в говорение; 3) внешний письменный (в общении с отсутствующим партнером) «включается» в письмо как вид Р.д. Каждый из этих способов характеризуется разной степенью развернутости, предикативности, внешней выраженности (эксплицитности), оформленности. Продукт Р.д. – это то, в чем объективируется, материализуется, воплощается деятельность. В рецептивных видах Р.д. (чтение и слушание) продуктом является умозаключение, к которому приходит человек в процессе рецепции. В продуктивных видах Р.д. (говорение и письмо) продуктом является текст. Текст представляет собой сложную иерархически организованную структуру предикатов, вершиной которой является главный предикат. Предикативная структура текста, по Н.И Жинкину, соотносится с денотатным планом текста. В тексте объективируется вся совокупность психологических условий деятельности, индивидуально-психологические особенности ее субъекта. В силу этого распредмечивание текста реализуется в самых разных целях – диагностика субъекта деятельности, построение диагностических методик и др. Результат деятельности, как правило, выражается в реакции других людей на продукт деятельности. В рецептивных видах Р.д. результатом слушания, например, являются понимание или непонимание смыслового содержания текста и последующее говорение. Результат продуктивных видов Р.д. – реакция (вербальная или невербальная) других людей на высказывание как продукт деятельности. Речевые действия являются морфологическими единицами Р.д., которые могут осуществляться и самостоятельно, входя в другие виды деятельности. Соответственно, совокупность речевых действий не всегда образует Р.д., тогда как самостоятельная Р.д. всегда образуется совокупностью разнообразных речевых действий.

И.А. Зимняя