РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – 1) один из трех аспектов языка наряду с психологической «речевой организацией» и «языковой системой»; «языковой материал», включающий сумму отдельных актов говорения и понимания. Такое употребление понятия Р.д. встречается в работах Л.В. Щербы и некоторых других ученых 1920-30-х гг. С щербовским пониманием Р. д. связано распространенное в методике преподавания языков понятие «видов Р. д.» (говорение, аудирование, чтение и письмо). 2) Вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.). Понятие Р д. в этом значении восходит к работам Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. В таком понимании термин «Р. д.» употребляется с середины 1960-х гг. (с появлением психолингвистики). Р. д., согласно данной концепции, психологически организована подобно др. видам деятельности, т.е. с одной стороны, характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, эвристическим характером, с другой – состоит из нескольких последовательных фаз (ориентировка, планирование, реализация плана, контроль, применительно к Р. д. эти фазы и составляющие их операции впервые выделены Выготским). Р. д. может выступать или как самостоятельная деятельность со специфической мотивацией, составляющими которой являются речевые действия (имеющие цель, подчиненную цели деятельности) и речевые операции (варьирующиеся в соответствии с условиями), или в форме речевых действий, включенных в ту или иную неречевую деятельность. Конкретная организация Р. д., в частности типология и номенклатура речевых oneраций, понимаются в психолингвистике (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Е.М. Верещагин, Т.В. Ахутина) несколько различно. С начала 1970-х гг., с появлением в психологии понятия «деятельность общения» (коммуникативная деятельность), понятие «Р. д.» получает узкую интерпретацию, так, в некоторых работах она понимается как деятельность, мотив которой связан с производством самой речи (а не с ее использованием вне коммуникативного акта).

А.А. Леонтьев