РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – 1) один из трех аспектов языка наряду с психологической «речевой
организацией» и «языковой системой»; «языковой материал», включающий сумму
отдельных актов говорения и понимания. Такое употребление понятия Р.д.
встречается в работах Л.В. Щербы и некоторых других ученых 1920-30-х гг. С
щербовским пониманием Р. д. связано распространенное в методике преподавания
языков понятие «видов Р. д.» (говорение, аудирование, чтение и письмо). 2) Вид
деятельности (наряду с трудовой, познавательной,
игровой и др.). Понятие Р д. в этом значении восходит
к работам Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. В таком понимании термин «Р. д.»
употребляется с середины 1960-х гг. (с появлением психолингвистики). Р. д., согласно данной концепции, психологически
организована подобно др. видам деятельности, т.е. с
одной стороны, характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью,
эвристическим характером, с другой – состоит из нескольких последовательных фаз
(ориентировка, планирование, реализация плана, контроль, применительно к Р. д.
эти фазы и составляющие их операции впервые выделены Выготским). Р. д. может
выступать или как самостоятельная деятельность со специфической мотивацией,
составляющими которой являются речевые действия (имеющие цель, подчиненную цели
деятельности) и речевые операции (варьирующиеся в соответствии с условиями),
или в форме речевых действий, включенных в ту или иную неречевую деятельность.
Конкретная организация Р. д., в частности типология и номенклатура речевых oneраций, понимаются в психолингвистике (А.А. Леонтьев,
И.А. Зимняя, Е.М. Верещагин, Т.В. Ахутина) несколько различно. С начала 1970-х
гг., с появлением в психологии понятия «деятельность общения» (коммуникативная
деятельность), понятие «Р. д.» получает узкую интерпретацию, так, в некоторых
работах она понимается как деятельность, мотив которой связан с производством
самой речи (а не с ее использованием вне коммуникативного акта).
А.А. Леонтьев