РЕЧЕВОЙ АКТ – целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе. В отличие от высказывания как единицы речи, Р. а. есть специфическая единица социоречевого поведения и рассматривается в рамках прагматической ситуации. Любой Р. а. можно приравнять к высказыванию, но обратное неверно.

В Р. а. участвуют говорящий и адресат (каждый в той или иной социальной роли), обладающие фондом общих речевых навыков, знаний и представлений о мире. В состав Р. а. входит обстановка речи и тот фрагмент действительности, которого касается его содержание.

Основные характеристики Р. а. – интенциональность (намеренность), иллокутивность (целеустремленность) и конвенциональность (опора на определенные социальные регламенты). Центральным является понятие иллокуции – «выражения коммуникативной цели в ходе произнесения некоторого высказывания» (Дж. Остин), поэтому Р. а. часто называют также «иллокутивным актом». Наиболее обобщенные иллокутивные цели находят отражение в грамматической структуре предложения (повествовательные, вопросительные, побудительные предложения). Классификация Р. а. является более детальной: выделяются информативные Р. а., т.е. сообщения (репрезентативы), акты побуждения (директивы), акты принятия обязательств (комиссивы), акты, выражающие эмоциональное состояние (экспрессивы), в т.ч. формулы социального этикета (напр. «Извините за беспокойство»), акты установления (декларации, вердиктивы, оперативы) и др. В последнем случае для эффективности Р. а. необходимо, чтобы говорящий был наделен соответствующими полномочиями – иначе назначение на должность, приказ, приговор, объявление войны и т.п. не будут иметь силы.

Классы Р. а. по их иллокутивной цели делятся на подклассы в зависимости от интенсивности, способа достижения цели и др. условий (ср. акты побуждения, требования, совета и пр.).

Некоторые иллокутивные цели могут быть достигнуты мимикой или жестом, другие (клятва, обещание и т.п.) невозможны без участия речи. Выделяются специальные группы иллокутивных («спрашивать», «просить», «запрещать», «хвалиться», «угрожать», «оскорблять», «возражать» и т.п.) и перформативных («клясться», «обещать» и др.) глаголов. Первые прямо указывают на иллокутивную цель, вторые, кроме того, равны самому действию, поступку. Сказать «Я обещаю» означает связать себя обещанием, это высказывание само по себе является действием, а не только сообщением о действии. При этом глаголы, которые выражают предосудительные иллокутивные цели («оскорблять», «лгать», «угрожать») не могут употребляться перформативно (т.е. нельзя прямо объявить коммуникативную цель и сказать «Я оскорбляю тебя»).

Понять Р. а. означает адекватно на него отреагировать, что невозможно без правильной интерпретации его иллокутивной силы. Например, высказывание «Вы не могли бы...?» есть акт просьбы, и адекватной реакцией будет исполнение. Словесные ответы будут свидетельствовать о неуспешности коммуникации: ответ «Мог бы» при невыполнении действия означает ошибку воспринимающего (он посчитал это выражение вопросом), ответ «Простите, не могу» - скорее всего, об ошибке говорящего, т.к. «Вы не могли бы...?» используется только тогда, когда речь идет о заведомо выполнимом и незатруднительном действии.

Р. а. изучаются в логике, когнитивной психологии, лингвистической философии, теории коммуникации и др. науках.

С.А. Шаповал