РЕЧЕВОЙ АКТ
– целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и
правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе. В отличие от высказывания как единицы речи, Р. а.
есть специфическая единица социоречевого поведения и
рассматривается в рамках прагматической ситуации. Любой Р. а. можно приравнять
к высказыванию, но обратное неверно.
В Р. а. участвуют говорящий и
адресат (каждый в той или иной социальной роли), обладающие фондом общих
речевых навыков, знаний и представлений о мире. В состав Р. а. входит
обстановка речи и тот фрагмент действительности, которого касается его
содержание.
Основные характеристики Р. а.
– интенциональность (намеренность), иллокутивность (целеустремленность) и
конвенциональность (опора на определенные социальные регламенты). Центральным
является понятие иллокуции – «выражения коммуникативной цели в ходе
произнесения некоторого высказывания» (Дж. Остин),
поэтому Р. а. часто называют также «иллокутивным актом». Наиболее обобщенные
иллокутивные цели находят отражение в грамматической структуре предложения
(повествовательные, вопросительные, побудительные предложения). Классификация Р. а. является более детальной: выделяются
информативные Р. а., т.е. сообщения (репрезентативы), акты побуждения (директивы),
акты принятия обязательств (комиссивы), акты, выражающие эмоциональное
состояние (экспрессивы), в т.ч. формулы социального этикета (напр. «Извините за
беспокойство»), акты установления (декларации, вердиктивы, оперативы) и др. В
последнем случае для эффективности Р. а. необходимо, чтобы говорящий был
наделен соответствующими полномочиями – иначе назначение на должность,
приказ, приговор, объявление войны и т.п. не будут иметь силы.
Классы Р. а. по их
иллокутивной цели делятся на подклассы в зависимости от интенсивности, способа
достижения цели и др. условий (ср. акты побуждения,
требования, совета и пр.).
Некоторые иллокутивные цели
могут быть достигнуты мимикой или жестом, другие (клятва, обещание и т.п.)
невозможны без участия речи. Выделяются специальные группы
иллокутивных («спрашивать», «просить», «запрещать», «хвалиться», «угрожать»,
«оскорблять», «возражать» и т.п.) и перформативных («клясться», «обещать» и
др.) глаголов. Первые прямо указывают на иллокутивную цель, вторые,
кроме того, равны самому действию, поступку. Сказать «Я обещаю» означает
связать себя обещанием, это высказывание само по себе является действием, а не
только сообщением о действии. При этом глаголы, которые выражают
предосудительные иллокутивные цели («оскорблять», «лгать», «угрожать») не могут
употребляться перформативно (т.е. нельзя прямо объявить коммуникативную цель и
сказать «Я оскорбляю тебя»).
Понять Р. а. означает
адекватно на него отреагировать, что невозможно без правильной интерпретации
его иллокутивной силы. Например, высказывание «Вы не могли бы...?» есть акт
просьбы, и адекватной реакцией будет исполнение. Словесные ответы будут
свидетельствовать о неуспешности коммуникации: ответ «Мог бы» при невыполнении
действия означает ошибку воспринимающего (он посчитал это выражение вопросом),
ответ «Простите, не могу» - скорее всего, об ошибке говорящего, т.к. «Вы не
могли бы...?» используется только тогда, когда речь идет о заведомо выполнимом
и незатруднительном действии.
Р. а. изучаются в логике,
когнитивной психологии, лингвистической философии, теории коммуникации и др.
науках.
С.А. Шаповал