РЕЧЕВЫХ АКТОВ ТЕОРИЯ — изучает акты речи как способы достижения человеком определённой цели
и рассматривает под этим углом используемые им языковые средства. Акт речи
понимается в Р. а. т. как произнесение говорящим
предложения в ситуации непосредственного общения со слушающим. В отличие от
психолингвистики, Р. а. т. базируется преимущественно на данных мысленного
эксперимента. Единичный акт представляется в Р. а. т. как трёхуровневое
образование. В отношении к используемым в его ходе языковым средствам он
выступает как локутивный акт. В его отношении к манифестируемой цели и ряду
условий его осуществления он выступает как иллокутивный акт (вопрос, ответ,
информирование, уверение, незнание и др.). В отношении к своим результатам
речевой акт выступает как перлокутивный акт, который, не находясь в необходимой
связи с содержанием высказывания, воздействует на поступки людей через указание
на возможные последействия речевых и неречевых поступков.
В.П. Белянин