РЕЧЬ — 1)
форма общения, опосредствованная языком; 2) деятельность говорящего,
применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива.
В межиндивидуальной сфере Р.,
являясь материальным воплощением языка, реализует его основные функции:
коммуникативную (передачи сообщения), когнитивную (познавательную), эмотивную
(выражения чувств, эмоций), волюнтативную (воздействия), социативную
(контактоустанавливающую) и др. Во внутрииндивидуальной сфере Р.
служит орудием
осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного
осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать
психические процессы (Р. внутренняя), а также средством развития мышления. В надындивидуальной
сфере Р. является средством передачи от поколения к поколению
культурно-исторических традиций и предоставляет отдельному человеку канал связи для
получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта, т.е. реализует
аккумулятивную функцию языка.
Р. может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и
реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов. По
способу фиксации различают Р. устную и письменную; та и другая могут быть спонтанной
и подготовленной. Различные виды и формы Р. (разговорная и книжная;
повествовательная и описательная; информационно-логическая и художественная и
многие др.) строятся по специфическим законам.
Изучение Р. ведется в аспекте как
порождения, так и восприятия сообщений. Для психологии представляет интерес прежде всего место Р. в системе высших психических
функций человека – в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью,
эмоциями и т.д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру
личности и деятельности. Большинство отечественных психологов рассматривает Р.
как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности
(если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами
деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую
деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе
совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки,
планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля.
Разные аспекты Р. изучаются в психологии Р., физиологии Р.,
нейропсихологии, психолингвистике и других науках.
А.А. Леонтьев, С.А.
Шаповал