Символ [греч.
symbolon — условный знак] — образ, являющийся представителем других (как
правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. С.
родствен понятию “знак”, однако их следует различать. Для знака (особенно в
формально-логических системах) многозначность — явление негативное: чем
однозначнее расшифровывается знак, тем конструктивнее он может быть
использован. С., напротив, более многозначен, содержателен. С. — одна из
важнейших категорий искусства, философии и психологии. В общей психологии
категория С. подробно разрабатывалась в психоанализе и интеракционизме. Для
ортодоксального психоанализа характерна интерпретация С. как бессознательных,
имеющих по преимуществу сексуальное происхождение образов, обусловливающих
структуру и функционирование психических процессов человека. Психоаналитиками
была предложена интерпретация ряда С. (огонь, полет, возвышение и т.д.),
встречающихся в сновидениях. Впоследствии в психоанализе центр тяжести
был перенесен на анализ и интерпретацию С. социального и исторического
происхождения. Так, в глубинной психологии К.Г. Юнга было выделено
«коллективное бессознательное» (отражение опыта предыдущих поколений),
воплощенное в архетипах – общечеловеческих первообразах. Архетипы недоступны
непосредственному наблюдению, они раскрываются лишь косвенно – через их
проекцию на внешние объекты, что проявляется в общечеловеческой символике –
мифах, верованиях, сновидениях, произведениях искусства. Была предложена
интерпретация ряда С., служащих воплощениями архетипов (мать-земля, герой,
мудрый старец и др.). Трактовка С. в психоанализе имеет мифотворческий
характер. Большой цикл наблюдений и экспериментальных исследований относительно
значения С. для психической жизни человека проделан этнопсихологами,
этнографами, культурологами, специалистами по психологии искусства.
Л.А. Радзиховский