ЭВФЕМИЗМ [греч.
euphēmismos < eu - хорошо + phēmi - говорю] — слово или выражение, служащее для замены таких обозначений,
которые представляются говорящему нежелательными:
грубыми, «обидными», нетактичными, не вполне вежливыми и т.п. Например, «задерживается» вместо «опаздывает», «пороха не выдумает»
вместо «глуп», «попросили» (откуда-нибудь) вместо «выгнали», «обойтись посредством
платка» вместо «высморкаться», «афро-американец» вместо «негр».
Исторически возникновение Э. связано с запретом на прямое наименование.
Эвфемизация речи обусловливается разными причинами и преследует разные цели:
например, в древности Э. были названия животных, являвшихся предметом охоты; в
тоталитарных государствах стратегия эвфемизации используется для маскировки
оппозиционных идей («эзопов язык»); в современном обществе из речи устраняются
«языковые несправедливости» по отношению к женщинам, инвалидам, меньшинствам
(«политкорректность»). Область вовлеченных в сферу эвфемизации явлений
определяется социокультурными факторами.
Эвфемизируются,
как правило, термины «телесного низа» и секса («ночная бабочка»), обсценные
выражения («блин», «японский городовой», в просторечии) и т.д. По В.Б. Шкловскому, в этом случае «Э. не столько
способ говорить пристойно, сколько способ говорить непристойности, не столько
скрывая их, сколько обостряя». Психологически это может быть объяснено тем, что
узнавание «неприличного» предмета происходит в сознании слушателя, на него и
перекладывается ответственность за такую трактовку.
Частотный Э. быстро утрачивает свои нейтрализующие функции; на него переносятся оценочные компоненты основного названия, что
требует реэвфемизации, ср. последовательное «загрязнение» таких Э., как
«отхожее место», «нужник», «сортир», «ватерклозет» («клозет»), «уборная»,
«туалет» и др. Индивидуально-контекстные Э. создаются также с целью прикрыть,
замаскировать подлинную сущность предмета, создать нужную говорящему картину
действительности: «исправительное учреждение» (вместо «тюрьма»), «столкновения
вооруженных групп» (вместо «война»), «высшая мера социальной защиты» (вместо
«казнь»). В гитлеровской Германии Э. «территориальная проблема»
понимался как агрессия; Э. «окончательное решение еврейского вопроса» означал
уничтожение народа (Холокост).
С.А. Шаповал