МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО РАДИКАЛА [греч. sēmantikos — обозначающий и лат. radicalis — коренной] — метод экспериментальной семантики, является одним из объективных методов анализа значения путем выделения его асссоциативных полей. М. с. р. относится к числу условно-рефлекторных методик (С.К. Шварц, 1954; О.С. Виноградова, Е.Н. Соколов 1958; А.Р. Лурия, О.С. Виноградова, 1971), в которых критерием семантической близости исследуемых объектов является перенос (генерализация) условно-рефлекторной реакции с одного объекта на другой, семантически с ним связанный. В исследовании Лурии, Виноградовой предъявление ряда понятий (например скрипка, мандолина) определенного семантического класса (музыкальные инструменты) сопровождалось отрицательным подкреплением-ударом электротока. Дальнейшее предъявление семантически связанных понятий вызывало оборонительную реакцию, а понятия, более косвенно связанные с подкрепляемыми (соната, концерт и т.п.), вызывали ориентировочную реакцию. Слова, семантически не связанные с подкрепляемыми, не вызывали ни оборонительную, ни ориентировочную реакции. Последние регистрировались с помощью плетизмографа – прибора, позволяющего фиксировать сжатие и расширение кровеносных сосудов головы и конечностей (пальца руки). Оборонительная реакция связана с сжатием сосудов мозга и сосудов переферии, а ориентировочная – с сжатием сосудов конечностей и расширением сосудов мозга. На основе записи этих реакций строилось семантическое поле объектов, связанных с подкрепляемыми, причем по силе и характеру реакции (оборонительная или ориентировочная) можно выделить центр и переферию этого семантического поля. Генерализация условно-рефлекторной реакции в норме осуществляется по семантическим связям (скрипка – виолончель), а для умственно отсталых – по фонетическим (скрипка – скрепка). Отличительной особенностью М. с. р. является то, что испытуемые, как правило, не осознают основания, по которому происходит подкрепление током исследуемых понятий, и выдают реакции на неосознаваемом уровне, образующим, по мнению Лурии, фон любого познавательного процесса. Это положение получает дополнительное подтверждение при сопоставительном анализе М. с. р. и метода семантического дифференциала. Так, в исследовании В.Ф. Петренко, посвященном формированию искусственных понятий путем семантических "срезов" с помощью М. с. р. и метода семантического дифференциала, было выявлено, что испытуемые могут давать адекватные оборонительные реакции на существенные признаки на неосознаваемом уровне, фиксируемом с помощью М. с. р., в то время как на сознательном уровне при оценке объектов с помощью метода семантического дифференциала эти признаки не выделяются и не осознаются. Таким образом, достоинством М. с. р. является применимость его для исследования развитий значений в онтогенезе, при исследовании актуальной динамики формирования понятий, в общей, нейро– и патопсихологии.

В.Ф. Петренко