ТЕСТЫ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ — тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий.
В качестве критерия (или объективного эталона) обычно
рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного
выполнения той или иной задачи. Это — основное отличие Т. к.-о. от традиционных
психометрических тестов, оценка в которых осуществляется на основе соотнесения
индивидуальных результатов с групповыми (ориентация на
статистическую норму). Термин Т. к. -о. предложен Р.
Гласером в
Установление содержательного и структурного соответствия заданий теста и реальной задачи — важнейший этап разработки Т. к.-о.
Различают две разновидности Т. к.-о.:
— тесты, задания которых гомогенны, т. е. сконструированы на одной или аналогичной содержательной и логической основе. Обычно такого рода Т. к.-о. разрабатываются на материале учебных программ и используются для контроля за формированием соответствующих знаний, умений и навыков;
— тесты, задания которых гетерогенны и заметно отличаются по логической структуре. В этом случае обычна ступенчатая структура теста, при которой каждая ступень характеризуется собственным уровнем сложности, определяемым логико-функциональным анализом содержания, относящегося к критериальной области поведения. Такого рода Т. к.-о. обычно используются для диагностики специфических трудностей в обучении.
Существенной особенностью Т. к.-о. является то, что в них индивидуальные различия сводятся к минимуму (индивидуальные различия влияют на длительность усвоения, а не на конечный результат). Поэтому Т. к.-о. лучше всего приспособлены для оценки развития основных навыков на элементарном уровне. В более сложных областях поведения предела достижений не существует и, исходя из этого, необходимо обращаться к оценкам, ориентированным на нормы.
Л.Ф. Бурлачук