Механизмы научения. В
нейрофизиологии выделяют следующие элементарные механизмы научения: привыкание, сенситизацию, временную связь (условный рефлекс). Согласно
И.П. Павлову, физиологической основой запоминания служит условный
рефлекс как акт образования временной связи между стимулом и
реакцией. Эти формы памяти и научения называют простыми, чтобы отличать от
научения, имеющего произвольный осознанный характер.
Привыкание проявляется в постепенном уменьшении реакции по
мере повторного предъявления раздражителя. Привыкание всегда сопровождает
угашение ориентировочной реакции.
Сенситизация – это процесс, противоположный привыканию. Он
выражается в снижении порога при предъявлении раздражителей. Благодаря
сенситизации организм начинает реагировать на ранее нейтральный раздражитель.
Существует
также разделение памяти на генотипическую и
фенотипическую. Первая – генотипическая, или
филогенетическая, – связана с безусловными рефлексами и инстинктами.
Вторая – фенотипическая – обеспечивает обработку
и хранение информации, приобретаемой в ходе онтогенеза на основе различных
механизмов научения.