Психофизиология – научная дисциплина,
изучающая физиологические основы психических процессов и целенаправленного
поведения. Термин «П.» предложен французским философом Н. Массиасом. Задачей П.
является изучение физиологических и нейрофизиологических механизмов психических
процессов. В П. используются методы регистрации сенсомоторных и вегетативных
реакций, а также методы прямой регистрации активности мозговых структур при
разных функциональных состояниях и видах психической деятельности. К их числу
относятся электрофизиологические методики (электроэнцефалограмма и вызванные
потенциалы), компьютерная позитронно-эмиссионная томография, ядерно-магнитный
резонанс (см. Методы).
Использование различных способов математической обработки данных дает
возможность охарактеризовать степень и характер участия отдельных нервных
центров и особенности их взаимодействия в процессе реализации психических
функций. П. включает несколько областей исследования. П. восприятия изучает нервные процессы в
сенсорных системах, начиная с рецепторов и кончая различными отделами коры
больших полушарий, включая ассоциативную кору (см. Восприятие.
Структурно-функциональная организация). П.
внимания исследует нейрофизиологические корреляты внимания (изменение
характера ЭЭГ и вызванных потенциалов, изменение кожно-гальванических и др.
вегетативных реакций). П. речи и мышления изучает функциональную роль
разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов и
различных мыслительных операциях. Принципиально важным стало выявление
специфических паттернов нейронной активности некоторых областей мозга при
смысловом анализе вербальных раздражителей.
П. аффективной
сферы изучает функциональную
организацию мозга, опосредующую мотивации и эмоции. Открыты нервные «центры»
удовольствия и неудовольствия, расположенные в подкорковых областях мозга. В
мотивациях и эмоциях важная роль принадлежит лимбической системе мозга. П. функциональных
состояний (см. Функциональные
состояния). П. возрастная
изучает развитие в онтогенезе системных мозговых механизмов психической
деятельности и систем ее вегетативного обеспечения. Ее задача – выявление
закономерностей развития мозга, его отдельных функциональных систем,
обеспечивающих контакты с внешней средой, накопление индивидуального опыта,
организацию адаптивного поведения и последовательность формирования психических
процессов. Выбор средств и методов воспитания и обучения на основе этих знаний,
приведение их в соответствие с особенностями физиологических механизмов,
лежащих в основе психических функций, является важнейшим условием оптимального
развития ребенка. П. дифференциальная
изучает физиологические основы индивидуальных различий. На исследованиях в этой
области базируется диагностика интеллектуальных способностей, темперамента и
других свойств личности. П. генетическая
– область исследования сложившаяся на стыке психогенетики и дифференциальной
психологии. Одна из основных задач П.г. – изучение взаимодействия
наследственной программы развития и факторов окружающей среды в формировании
структурно-функциональных комплексов ЦНС и других физиологических систем
человека, участвующих в обеспечении психической деятельности.