Эмоции. Структурно-функциональная орга­ни­за­ция (франц. emotion, от лат. emoveo, emovere – возбуждать, волновать) – система мозговых структур, с которыми связано возникновение эмоций и эмоциональные состояния. Эмоции рассматриваются как психический процесс, активно включающийся в модуляцию функционального состояния мозга и организацию поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей. Выделяются два типа эмоциональных проявлений: длительные состояния (общий эмоциональный фон) и кратковременное реагирование, связанное с определенными ситуациями и осуществляющейся деятельностью (эмоциональные реакции).

Мозговая организация эмоций исследовалась в экспериментах на животных с разрушением и раздражением различных подкорковых структур и в клинике локальных поражений мозга у человека. Наиболее яркие эффекты были получены при раздражении определенных ядер гипоталамуса, вызывающем эмоциональные эффекты разного знака. Стимуляция зон латерального гипоталамуса приводила к стремлению животных (крыс) к продлению этого состояния путем самораздражения. Раздражение других центров гипоталамуса вызывало реакцию избегания. Области мозга, раздражение которых вело к подкреплению и избеганию, получили название центров удовольствия и неудовольствия соответственно с позитивной и негативной эмоциональной окраской. Эмоциональные реакции разного знака были получены и при раздражении других отделов лимбической системы. Лимбическая система обладает связями с ассоциативными областями неокортекса. Мозговая организация эмоций, как и других психических функций, многоуровневая.

В настоящее время для изучения эмоции широко используются методы прямой регистрации активности различных отделов мозга (ЭЭГ, компьютерная топография, ЯМР, метод ВП).

В нейропсихологических и психофизиологических исследованиях выявилась специфическая роль лобной и височной коры в проявлении эмоций. При разных типах поражения лобных долей отмечались глубокие нарушения эмоциональной сферы, затрагивающие в основном высшие эмоции, связанные с социальными отношениями, деятельностью, творчеством. Наблюдалось растормаживание влечений, колебания эмоционального фона от депрессии до эйфории.

При височных поражениях, особенно справа, нарушается опознание эмоциональной интонации речи.

Выявлена неодинаковая роль полушарий мозга в эмоциональном реагировании. Так, показано, что при правосторонних поражениях возникает состояние эйфории и беспечности. Левосторонние поражения приводят к преобладанию озабоченности и тревожности; больные беспокойны и часто плачут.

Это привело к представлению о преимущественной связи правого полушария с отрицательным эмоциональным фоном, а левого с позитивным.

Эмоции, включающиеся в структуру поведения, выполняют связующую роль между актуализированной потребностью и поведением, побуждают к определенной деятельности и модулируют этапы ее протекания, определяя стратегию и тактику достижения цели и оценивая результат.

Для осуществления этой важной роли должно сформироваться адекватное представление о путях и способах достижения цели и их соотнесение с реальными возможностями организма, т.е. анализ необходимой информации, которая называется прагматической информацией. Закономерности возникновения и протекания эмоций в зависимости от внутренних факторов (потребности и объективные характеристики личности) и внешних факторов (прагматическая информация) исследованы П.В. Симоновым и нашли отражение в его «информационной теории эмоций». Эта зависимость получила выражение в формуле: Э = f (П (Ин – Ис), где: Э – эмоция, П – потребность, И – информация о средствах достижения цели, необходимая, по мнению субъекта для удовлетворения возникшей потребности (н) и та, которая существует в данный момент (с).

Наряду с выполнением основной функции – модуляции процессов организации поведения, эмоции имеют разнообразные частные функции – побуждающую, оценочную, замещающую, подкрепляющую, переключательную.