ВНИМАНИЕ. ОНТОГЕНЕЗ – становление и развитие нейрофизиологических механизмов
внимания в онтогенезе. Непроизвольное внимание обнаруживается с периода
новорожденности в виде элементарной ориентировочной реакции на экстренное
применение раздражителя. Ориентировочная реакция новорожденного проявляется в
изменении электрической активности мозга (реакция пробуждения), вегетативных
реакциях (изменение дыхания, частоты сердцебиения). В 2–3-месячный возраст –
ориентировочная реакция приобретает черты исследовательского характера.
Для
младенцев первых месяцев жизни характерно так называемое «открытое» внимание –
обнаружение внешнего сигнала, осуществляется с помощью глазных движений,
управляемых структурами ствола мозга (зрительные двухолмия). По мере созревания
теменной области коры больших полушарий формируется аппарат корковой регуляции опто-моторных
реакций. Вовлечение коры в реакцию обнаружения стимула существенно изменяет
механизмы внимания, формируется внутренний контроль внимания, ориентировочная
реакция приобретает черты исследовательской деятельности. Вместе с тем, в
течение всего младенческого возраста механизмы внимания характеризуются
выраженной особенностью, связанной с незрелостью информационной системы и
высокой значимостью мотивационно-эмоциональной сферы. Корковая активация,
возникающая как при непроизвольном, так и при произвольном внимании,
представлена не десинхронизацией альфа-ритма, как это
характерно для зрелого мозга, а усилением тета-ритма, который рассматривается
как отражение активности либмических эмоциогенных структур. По мере созревания
коры больших полушарий вклад нейронного аппарата коры больших полушарий в
обеспечении механизмов внимания значительно возрастает.
Существенные
изменения корковой активации, лежащей в основе внимания, отмечены в 6–7-летнем
возрасте. Обнаруживается зрелая форма корковой активации в виде
генерализованной блокады (десинхронизации) альфа-ритма.
Возрастает роль речевой инструкции в формировании произвольного внимания. При
этом сохранятся значение эмоционального фактора.
Качественные
сдвиги в формировании нейрофизиологических механизмов произвольного внимания
связаны со структурно-функциональным созреванием лобных отделов коры и
формированием фронто-таламической регуляторной системы (см.
Регуляторные системы мозга). Развитие
фронто-таламической системы обеспечивает возможность управления активационными
процессами. В результате локально активируются структуры, обеспечивающие
реализацию тех операций, на которые направлено внимание объекта. В мозговых
системах, не участвующих в данный конкретный момент в восприятии объекта или
организации ответного действия, происходит снижение уровня активированности
(инактивация).
Важнейшим
этапом в организации произвольного внимания является младший школьный возраст.
В 7–8 лет недостаточная зрелость фронтально-таламической системы регуляции
активационных процессов определяет большую степень их генерализации и менее
выраженную избирательность объединения корковых зон в рабочие функциональные
констелляции в ситуации предстимульного внимания, предваряющего конкретно
реализуемую деятельность. К 9–10 годам механизмы произвольной регуляции
совершенствуются – активационные процессы становятся более управляемыми,
определяя улучшение показателей организации деятельности.