ВОСПРИЯТИЕ.
ОНТОГЕНЕЗ – возрастная динамика
нейрофизиологических механизмов, обусловливающих формирование процессов
восприятия с возрастом. Гетерохронное созревание структур мозга, участвующих в
реализации В. определяет очень существенные качественные преобразования его
мозговой организации в процессе индивидуального развития ребенка. С момента
рождения ребенка функционируют проекционные отделы коры. Показано наличие
локальных вызванных потенциалов (ВП), характеризующихся относительно простой
формой и длительным латентным периодом. В течение первых месяцев жизни резко
сокращается латентный период ВП, что обусловлено миэлинизацией зрительного
нерва. Созревание аппарата вставочных нейронов и формирование нейронных
ансамблей в зрительной проекционной коре приводит к усложнению структуры ВП.
Наличие локальных ВП с момента рождения ребенка
свидетельствует о возможности осуществления элементарного сенсорного анализа
уже в период новорожденности. Однако по образному определению И. М. Сеченова,
новорожденный «видит, но видеть не умеет». Восприятие, создание образа предмета
связано с функцией ассоциативных областей. По мере их созревания на первом году
жизни они включаются в анализ и обработку поступающей информации. Интенсивное
развитие мозговых структур, обеспечивающих сенсорные процессы в младенческом
возрасте, позволяет считать этот период сенситивным к формированию функции
восприятия; в особенности это относится к зрительному восприятию. Это нашло
отражение в экспериментальных исследованиях, выявивших зависимость созревания
нейронного аппарата зрительной проекционной зоны от поступающей
сенсорно-специфической для данных областей информации. Заднеасоциативные отделы
коры, включаются в обработку сенсорной информации уже на ранних этапах
развития, тем не менее, они еще не выполняют своей специализированной функции в
информационных процессах.
В
детском возрасте до 3–4 лет включительно заднеассоциативные зоны дублируют
функцию проекционной коры. Их вызванные ответы по форме, временным параметрам,
реактивности соответствуют ответам проекционной зоны.
Качественный
скачок в формировании системы восприятия отмечен после 5 лет. С 6–7 лет
заднеассоциативные зоны специализированно вовлекаются в процесс опознания
сложных изображений, а в проекционной коре осуществляется более простой анализ,
например выделение контура и контраста. На этом этапе развития существенно
облегчается опознание сложных, ранее незнакомых предметов, сличение их с
эталоном.
В
школьном возрасте система зрительного восприятия продолжает усложняться и
совершенствоваться за счет структурно-функционального созревания
переднеассоциативных областей. Эти области, ответственные за принятие решения,
оценку значимости поступающей информации и организацию адекватного
реагирования, обеспечивают формирование произвольного селективного восприятия.
Существенные изменения избирательного реагирования с учетом значимости стимула
отмечены к 10–11 годам. Недостаточность этого процесса в 7–8 лет обусловливает
затруднение в выделении основной значимой информации и отвлечение
несущественными деталями. Продолжительность созревания нейронного аппарата
переднеассоциативных областей коры в онтогенезе определяет совершенствование
процесса восприятия на протяжении всего восходящего периода развития, включая
подростковый возраст.