ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА – развитие
целенаправленного поведения и психических процессов и их мозговое обеспечение в
дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – существенный этап в развитии
познавательной деятельности и формировании целенаправленного поведения. В
диапазоне от 3 к 5–6 годам наблюдаются существенные преобразования в коре
больших полушарий: специализация нейронов, их типизация
как в проекционных, так и ассоциативных областях коры. Самым существенным
моментом структурного созревания коры больших полушарий к 5–6 годам является
усложнение системы связей по горизонтали как между нейронами близко
расположенных ансамблей, так и между разными областями коры. Одновременно
значительные изменения претерпевают и межполушарные связи – к 6–7 годам
формируется соединяющее оба полушария мозолистое тело. Таким образом,
морфологические преобразования создают реальные предпосылки для формирования
интегративных процессов в деятельности ЦНС.
В
3–5 лет ЭЭГ, отражающая созревание коры и ее
взаимодействий с подкорковыми структурами, характеризуется нестабильностью
альфа-ритма. К 6 годам альфа-ритм становится доминирующей формой активности со
средней частотой 9 Гц. Наиболее существенно к этому возрасту изменяется
показатель, отражающий синхронность альфа-ритма в
различных областях коры – функция когерентности (КОГ). К 6 годам значение КОГ
резко возрастает между отдаленными областями коры (затылочная
и лобная) и между двумя полушариями. Это свидетельствует о значительных
перестройках функциональной организации мозга. Формирующиеся с возрастом
нейронные сети создают все предпосылки для реализации интегративной
деятельности мозга как основы целенаправленного поведения и познавательных
процессов.
В
3–4 года сохраняется тесное взаимодействие зрительного восприятия и
двигательных действий. Практические манипуляции с объектом (схватывание,
ощупывание), присущие младенческому возрасту, являются необходимым фактором
зрительного опознания. К концу дошкольного возраста зрительное и осязательное
обследование предмета становится более организованными и систематичными.
Выделяемые признаки соотносятся между собой и целостным представлением объекта,
что способствует формированию дифференцированного и более адекватного
сенсорного образа. На этой основе к 5–6 годам повышается успешность обнаружения
различных модификаций объекта.
К
6–7 годам происходят существенные изменения в системной организации зрительного
восприятия, отражающие созревание нейронного аппарата коры больших полушарий и
возрастающую специализацию корковых зон. Организация системы зрительного
восприятия к концу дошкольного возраста за счет специализированного участия
проекционных и ассоциативных корковых зон и их взаимодействия обеспечивает
высокую разрешающую способность перцептивной функции, возможность восприятия
новых сложных объектов и выработки соответствующих эталонов, что способствует
значительному обогащению выработки соответствующих эталонов, что способствует
значительному обогащению индивидуального опыта.
Созревание
сенсорных систем и совершенствование воспринимающей функции мозга определяют
возможность привлечения внимания к более сложным признакам объекта, а это, в
свою очередь, способствует более глубокому и полному описанию и опознанию.
В
начале дошкольного периода сохраняется значимость новизны как основного
возбудителя внимания. Функциональная роль эмоциональной активации в приеме и
анализе внешнего стимула особенно велика в возрасте 3–5 лет, когда система
восприятия, как отмечалось выше, носит определенные черты незрелости. Еще не
сформированы механизмы, обеспечивающие специализированное участие
заднеассоциативных структур в зрительном восприятии. Это определяет трудности
анализа сложных изображений, не имеющих аналогов в индивидуальном опыте
ребенка. При появлении незнакомых абстрактных стимулов дети ограничиваются их
общим осмотром и беглым впечатлением. Недостаточность процессов переработки и
оценки информации компенсируется эмоциональной активацией, которая, пролонгируя
«общение» ребенка с объектом,
способствует продуктивной реализации тех перцептивных возможностей, которые
имеются к данному возрасту.
Существенные
изменения в организации системы восприятия с 6 лет (специализированное
вовлечение в анализ и обработку зрительной информации заднеассоциативных
отделов) создает условия для углубленного восприятия предметов, оперирования
большим набором признаков. Этим изменениям во времени соответствует
качественное изменение электрофизиологического коррелята внимания. Усиление
тета-ритма в ответ на новые стимулы начинает замещаться зрелым типом реакции
активации – блокадой (десинхронизацией) альфа-ритма в
каудальных отделах коры. Вовлечение альфа-ритма в
процесс внимания по зрелому типу указывает на адекватное включение корковых
механизмов в обеспечение внимания, на начало процесса его кортикализации при
сохранении вклада эмоциональной активации и высокой эффективности эмоционально
привлекательных стимулов. На основе структурно-функционального созревания коры
больших полушарий в старшем дошкольном возрасте появляется и развивается
возможность произвольной регуляции по внешней инструкции.