Критические
периоды постнатального развития – особенности
взаимодействия организма и среды отражены в понятии критические периоды.
Принято считать, что критическим является только ранний постнатальный период,
характеризующийся интенсивным морфофункциональным созреванием, когда из-за
отсутствия средовых воздействий функция может не сформироваться. Например, при
отсутствии определенных зрительных стимулов в раннем онтогенезе восприятие их в
дальнейшем не формируется. То же относится и к речевой функции (известный
случай детей-волков).
Вместе
с тем все дальнейшее индивидуальное развитие организма – процесс нелинейный.
Оно сочетает периоды эволюционного (постепенного) морфофункционального
созревания и периоды переломных скачков развития, которые могут быть связаны
как с внутренними (биологическими) факторами развития, так и с внешними
(социальными) факторами. В отличие от сенситивных периодов, характеризующихся
повышенной чувствительностью отдельных функций, эти периоды отличаются
существенными качественными преобразованиями, одновременно происходящими в
разных физиологических системах и мозговых структурах, определяющих
формирование психических процессов.
Морфофункциональные
перестройки основных физиологических систем на этих этапах развития
обусловливают напряжение гомеостатических механизмов, увеличение энергозатрат,
высокую чувствительность к совокупности факторов внешней среды, что дает
основание расценивать их как критические. К таким периодам относится возраст
6–7 лет и подростковый период.