МЛАДЕНЧЕСВО. МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ – развитие центральных и
периферических механизмов, определяющих двигательные действия ребенка. В
течение младенческого возраста идет интенсивное развитие моторики от первых
движений, позволяющих изменять положение головы, туловища и конечностей, к
целенаправленным осознанным движениям. Индивидуальные сроки развития движений
определяются не только врожденной программой, но и целенаправленной работой
взрослых с ребенком.
Первое полугодие жизни.
1 месяц: первые попытки ребенка удержать голову при
вертикальном положении тела; беспорядочные движений рук и ног на фоне
повышенного мышечного напряжения; непроизвольные ползательные движения.
2 месяца: ребенок поворачивает голову и глаза за движущимся
предметом, следит взглядом за предметом в горизонтальном, вертикальном направлениях и по кругу, имитирует мимику взрослого,
поднимает голову и грудь, когда лежит на животе.
3 месяца: ребенок поворачивает
голову в сторону источника звука; переворачивается со спины на бок и на живот;
при поддержке за подмышки стоит, но при этом подгибает ножки; непроизвольное
ползание исчезает; начинает удерживать предметы в кулачке; ребенок моргает,
если объект приближается к лицу; может находиться в вертикальном положении (при
поддержке) до 6 минут;
переворачивается; движения рук более свободны и целесообразны; младенец смотрит
на свои руки; стремится удержать предмет в поле зрения.
4 месяца: исчезает гипертонус мышц; ребенок уверенно держит голову, когда его
поднимают, поворачивается со спины на живот, сидит при поддержке за обе руки;
хватает и удерживает игрушки; открывает рот, когда подносят ложку с едой,
бутылочку.
5 месяцев: ребенок самостоятельно сидит 1–5 минут, поворачивается
с живота на спину; способен удерживать одновременно по предмету в каждой руке;
хватательные движения, направленные к цели, – "петлеобразные", с
частыми промахами; повышается число движений, когда кисть руки раскрывается до
захвата предмета; движения еще не точны, раскоординированны, связаны со
значительным мышечным напряжением.
К
концу первого полугодия появляются элементы произвольной регуляции движения
младенца.
6 месяцев: самостоятельно сидит; возникает зрительный контроль за движениями рук; повышается точность хватательных
движений, снижается мышечное напряжение.
Второе полугодие жизни
7 месяцев: ребенок способен совершать попеременные шагательные
движения (при поддержке за подмышки); сидит; тянет в рот бутылочку, ложку,
игрушки; бросает и поднимает игрушки; поднимается на четвереньки; встает на
колени, держась за опору; перекладывает предметы из одной руки в другую;
тянется к взрослому на руки; следит за движениями руки.
8 месяцев: младенец встает с поддержкой; ходит с опорой; сидит,
самостоятельно садится и ложится; появляются координированные движения двух рук
(хлопает в ладони); наблюдаются осознанные попытки сложить кубики, пирамидку;
попытки передвижения ползком.
9 месяцев: отмечаются попытки стоять без опоры и ходить без
опоры; садится из вертикального положения, встает на колени; снижается мышечное
напряжение, совершенствуются движения рук, ног, туловища, но все движения еще
не очень точны, нестабильны; ребенок начинает ходить с опорой; осуществляет
произвольные двигательные действия; собирает игрушки, складывает; стучит для
извлечения звука.
10 месяцев: младенец встает с опорой, стоит без опоры; ходит с
опорой (первые шаги без опоры); улучшается координация движений рук; появляется
захват пальцами; активно играет с игрушками.
11–12 месяцев: для этого возраста характерна ходьба без опоры;
ребенок поднимается без опоры, садится, ложится, встает, координирует движения
рук, наблюдается предварительная подготовка пальцев рук к форме объекта;
"петлеобразные" с промахами движения сменяются более точными с «прямым приближением» к предмету; появляются хватательные движения вслепую
за счет предварительного нацеливания.
Таким
образом, в течение первого года жизни идет интенсивное развитие опорно-двигательного
аппарата, мышечной системы, а также формирование всех структур системы
управления движениями, что является основой для новых преобразований на
следующем этапе возрастного развития.