ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ. МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ – особенности организации и управления движениями,
связанные с созреванием и функциональным состоянием центральных структур
двигательной системы.
Возраст
от 11–12 до 14–16 лет отличается большой индивидуальной вариативностью
движений, индивидуальной спецификой их формирования и развития. На этом этапе
онтогенеза происходит интенсивное формирование связей в системе регуляций
движений.
11
лет – возраст совершенствования способности центральных структур к интеграции
афферентных и эфферентных сигналов, обеспечивающей высокое качество
биодинамических характеристик движения. Точностные движения 11-летних детей
наиболее близки к движениям взрослых и отличаются от них только по показателю
точности и максимальным значениям скоростей и ускорений. Совершенствование
управления движениями от 10 к 11 годам идет не только по пути улучшения
количественных и качественных параметров движения (максимальная скорость,
точность) и приближения их к показателям взрослых, но и по линии совершенствования механизма взаимодействия мышц сгибателей и
разгибателей. Это взаимодействие обеспечивает точное соответствие программируемых
характеристик движения конкретным пространственным условиям. Возраст 12 лет
является «переломным» для бинокулярного
зрительного контроля движений. К 13–14 годам зрительно-моторные функции,
обеспечивающие точность многих двигательных действий, достигают достаточно
высокого уровня, приближаясь к показателям взрослых.
К
13–16 годам функции афферентного контроля движений вступают в стадию
завершающего развития. На предыдущем возрастном этапе ведущим видом коррекции
по ходу движений была зрительная информация, а в 13–15 лет эта роль переходит к
мышечной чувствительности. При этом наиболее интенсивный прирост точности
движений характерен для движений, выполняемых обеими руками (бимануальных).
Период
полового созревания и связанное с ним изменение функционального состояния
организма определяет специфику центральной регуляции движений на этом этапе
развития, несколько замедляя ее совершенствование и даже ухудшая ее в периоды
наиболее интенсивной гормональной перестройки всех функций организма.
В
период полового созревания менее эффективны и тренирующие воздействия, под
влиянием которых в другие возрастные периоды можно значительно улучшить
пространственную точность движений.
К
концу подросткового возраста в процесс регуляции движений специализировано
вовлекаются определенные отделы коры больших полушарий: лобные, программирующие
двигательные действия, центральные, непосредственно участвующие в управлении
движениями, затылочные, осуществляющие зрительный афферентный контроль.
Специфика включения этих зон коры в реализацию деятельности определяется
прежде всего выбором стратегии регуляции движений. У большинства школьников на
этом этапе развития выполнение движений связано с образованием локальных
фокусов взаимосвязанной активности в определенных диапазонах частот, отражающих
избирательную управляемую активацию со спецификой включения в деятельность
различных корковых зон, характерной для данного вида деятельности.